Премии Андрея Белого присуждена проекту «Ф-Письмо» как основной феминистской институции в сегодняшней русской литературе — и в ее лице, следовательно, до некоторой степени всему феминистскому тренду в русской культуре. Тренд же этот, как нам это видится, складывается из, с одной стороны, довольно широкого спектра новых концептуальных идей, из, с другой стороны, комплекса активистских стратегий, а с третьей стороны — из естественной логики общественного и культурного развития, выводящей на авансцену женские голоса и, применительно к словесности, женские стратегии письма — и в этом смысле Ф-Письмо встает в ряд не только с предыдущими лауреатами премии в номинации «Литпроекты», но и с такими ее лауреатами, как Елена Шварц, Ольга Седакова, Елена Фанайлова, Мария Степанова, Полина Барскова, Маргарита Меклина и другие поэты, прозаики, исследователи, в чьей индивидуальной творческой стратегии гендерное начало так или иначе играло значительную роль.

Нам важно, что концептуальное, активистское и собственно литературное организуются в работе «Ф-Письма» в сложное мозаичное единство и обнимают достаточно разнородных авторов, от Лиды Юсуповой, Оксаны Васякиной и Ирины Котовой до Екатерины Захаркив и Анны Родионовой, то есть от эксплицитно политического до эксплицитно метафизического. И совершенно закономерно, что инвариантом этого многообразия выступает индивидуальность — в том числе и под девизом Кэрол Хэниш: «Личное — это политическое». То есть политическая заострённость этого проекта важна нам, не в последнюю очередь, потому, что политическое понимается здесь не как некоторый отдельный домен, в который можно зайти или не заходить, а как ракурс оптики и модус существования всего и всех — и в этом смысле Премия Андрея Белого также является политическим высказыванием, один из смыслов которого применительно к данному награждению состоит в том, что феминистское движение в культуре обладает ценностью не только для его участников и, более того, не только для тех, кто в полной мере разделяет стратегии и практические решения, возникающие в этом движении здесь и сейчас.

Кроме того, нам важно, что проект «Ф-Письмо», при всей своей опоре на персональное начало, не персоналистский — и это первый в истории Премии Андрея Белого случай, когда она присуждена именно проекту целиком, а не за проект отдельной конкретной фигуре. В этом решении премии есть особый смысл, поскольку Премия Белого возникла в рамках неофициальной русской культуры, делавшей особый акцент на авторском характере культурного проекта, на том, что литературный журнал, издательство, премия или иная культурная институция представляют собой авторское творчество не в меньшей степени, чем книга стихов или гуманитарное исследование. Но теперь мы видим, что иное решение тоже возможно: организация культурного проекта как предоставляющего голос сообществу, потенциально неограниченному в своем персональном составе. Внутренняя структура проекта «Ф-Письмо», курируемого многочисленными соредакторами, при всей необычности для русского культурного пространства в этом смысле является лишь посредующим элементом.

Мы с уважением относимся к решению проекта отказаться от премии — решению, которое, в условиях практического отсутствия у нашей премии материального содержания, представляет собой чисто символическую фигуру отстраивания. Пафосом Премии Андрея Белого, напротив, всегда была фигура объединения и присоединения — и мы верим, что в долгосрочной исторической перспективе срабатывает именно она, а ситуативные задачи культурной, гендерной и иной политики отходят на второй план.