Алла Горбунова
РЕЧЬ О МИХАИЛЕ КУРТОВЕ

Мне очень приятно поздравить Михаила Куртова с премией Белого, в том числе потому, что это является своеобразным воспоминанием о наших с Михаилом студенческих годах – мы вместе учились на философском факультете СПбГУ, на одной кафедре – социальной философии и философии истории, Михаил был чуть старше, и, помню, даже проводил у нас под руководством заведующего кафедрой очень интересный семинар по Лакану, которым тогда интересовался. Тем более радостно мне по прошествии какого-то количества лет, когда жизнь разбросала выпускников философского в самые разные и далеко не всегда самые приятные сферы, встретиться здесь и вручить Михаилу диплом премии Белого за его философскую книгу.

Работа Куртова становится всё более заметной на философском поле России с каждым годом и вызывает отклик и заинтересованность не только среди узких специалистов, но и в широких гуманитарных кругах, в которых осуществляется взаимодействие различных актуальных практик, встречаются друг с другом современные наука, философия, поэзия… У Михаила Куртова есть собственный путь в философии, сложившаяся и в достаточной степени разработанная область интересов – весьма нетривиальная и, возможно, являющаяся вызовом для академического сообщества философия техники, совмещающая рефлексию технического и теологического, – всё это выглядит несомненно новаторски на современном гуманитарном поле. 

Эта философия техники – принципиально не-хайдеггерианская с её осторожным отношением к техническому, раскрытием его угрожающей стороны, а, скорее, наоборот, в некотором смысле «постгуманистическая», со странной, нечеловеческой оптикой, возможная после Жильбера Симондона, который, по всей видимости, первым начал анализ технических объектов в подобном ключе. Хайдеггер и Симондон в разговоре о философии техники являются основными полюсами притяжения, которые определяют направление, в котором развивается наша сегодняшняя рефлексия технического, и в этом плане избранный Куртовым путь совершенно уникален. 

В награждённой премией книге Куртов анализирует графический пользовательский интерфейс как феномен, полный метафизических тонкостей и заставляющий нас обратиться к, казалось бы, далёкой от него области теологии, которая обнаруживается в самом сердце кода. Обращение с компьютером, которое обычно осуществляется через графический пользовательский интерфейс, знакомо сейчас практически каждому, но, с точки зрения Михаила Куртова, мы не знаем того, с чем имеем дело каждодневно, и он предлагает философский анализ технической основы этой формы коммуникации. Графический пользовательский интерфейс для Куртова – точка пересечения цифровой и человеческой жизни, и именно из этой точки мы обретаем взгляд, возможно, уже не совсем человеческий, на нашу повседневность. 

Подкупает в этой книге, в том числе, и то, что Куртов, не свойственным в целом для большинства философов образом действительно разбирается в функционировании компьютера и знает матчасть. Но также подкупает та смелость, с которой он переходит от исторического и фактического материала к своим необычным, смелым идеям и футурологическим прогнозам, возвещающим антропотеотехнические гибридизации. А к самим этим идеям, затрагивающим само наше бытие в качестве людей, трудно остаться равнодушным: они могут пугать и завораживать одновременно, ставя вопрос, не начинаем ли мы где-то в своём смешении человеческого и технического пытаться заключить в схему то, что не поддаётся схематизации, универсализировать уникальное, перечесть неисчисляемое – накладывать исчисляющее мышление на то, что нельзя считать. Однако невозможно не быть захваченным смелостью и оригинальностью предложенного Куртовым проекта.