Уважаемые коллеги! 

      Прежде всего, позвольте выразить мою благодарность жюри Премии за это решение! Быть причастным к контексту русской неподцензурной литературы, к слову сказать, ставшему сегодня особенно актуальным, - огромная честь! Подобное профессиональное признание я воспринимаю как задание продолжать работу в том же духе. 

      И отдельное спасибо Дмитрию Кузьмину за только что прозвучавшую речь, за высказанные в ней чрезвычайно лестные для меня оценки и видение мотивационного и ценностного единства в моей деятельности в качестве исследователя, поэта и редактора. Мне вдвойне приятно услышать эту речь именно от Дмитрия, на литературные, в том числе издательские, проекты которого я всегда ориентировался и которому обязан изданием нескольких своих поэтических книг, начиная с 2002 года. 
     Я сосредоточусь сегодня только на одном проекте – на литературно-аналитическом портале «Цирк Олимп+TV». Когда жюри Премии объявило о своем решении, а это было совсем недавно в Москве, я вернулся в гостиницу и сделал на Фейсбуке пост, из которого сейчас зачитаю фрагменты, сопроводив их некоторыми комментариями, а потом предложу еще одну тему. 

     Пост от 7 декабря 2019 г. 
    «Всему, что я делаю в качестве соредактора ЦО+TV, я обязан поэту, культуртрегеру и моему другу Сергею Лейбграду, который создал в Самаре в 1995 году вестник, посвященный актуальной литературе и актуальному искусству, “Цирк Олимп”, зацепив тем самым и местную топонимику модерна». Цирк Олимп – это здание в Самаре начала прошлого века, предназначенное для цирковых и театральных представлений, сегодня – филармония. «Лейбград смог привлечь на страницы своего издания выдающихся классиков - Некрасова, Айги, Сапгира (Сапгир даже вел в ЦО свою колонку об авторах неподцензурной литературы), Кривулина, Пригова и многих других, за три года выпустил 33 прекрасных номера (они оцифрованы и выложены на нашем сайте), по сути сделал это издание легендарным международным проектом, периодически представляя его на мировой сцене (например, на Конгрессе русской прессы в Нью-Йорке в 1999 году), вообще задал невероятную планку, показав, что проекты такого масштаба и уровня можно реализовывать не только в Москве или Питере. В 2011 году вместе с Сергеем Лейбградом, писателем Ириной Саморуковой и социологом Ириной Тартаковской мы решили возобновить ЦО, но уже в электронном формате». Поэтому он стал называться «Цирк Олимп+TV», у нас добавился и YouTube–канал. «Возобновили – и вот уже вышло 32 номера». 

     Однако несмотря на все преимущества онлайн-пространств для публикаций, все-таки габитусы у нашего поколения гутенберговские: с 2013 года мы запустили книжную серию в качестве приложения к порталу. Сейчас в ней издано семнадцать книг, шестнадцать из которых – поэтические. 

     «Я думаю, что, наверное, благодаря выданному карт-бланшу, мне удалось за последние годы привлечь на наши страницы новое поколение авторов, сделать акцент на каких-то новых темах и проблематике, например, из номера в номер - о документальном поэтическом письме» (о чем говорил Дмитрий в своей речи, или – о поэзии и постметафизике) и в целом держать заданную Сергеем издательскую и редакционную планку. Но все это только потому, что мы – команда. Другими словами – это обязательно премия и Сергею Лейбграду, без которого ничего бы не было, и для которого ЦО – это проект длиною в жизнь», и Ирине Саморуковой, и Ирине Тартаковской, и, конечно, Елене Иваненко и Александру Шайкину, которые восемь лет осуществляют всю техническую поддержку портала, будучи при этом ценностно вовлеченными в его содержание». А также это премия всем нашим авторам и читателям! 

      И вот о чем я хотел бы еще упомянуть. В Самаре, в кругу молодых поэтов, эта премия воспринимается как премия Самаре, премия литературной Самаре, чему я очень рад! Но тут есть один интересный момент. С одной стороны, и Цирк Олимп 90-х, и нынешний Цирк Олимп+TV никогда не были и не являются региональным проектом, не культивировали региональный сепаратизм или региональную повестку. Мы всегда исходили и исходим из неограниченного критического сообщества (есть такой термин в трансцендентальной прагматике), единственно верного масштаба для высказывания, для эстетических политик. Но вместе с тем мы живем не только в глобальном мире, не только в неограниченном сообществе, но и в локусах, в мире, в котором важны локальные физические и профессиональные взаимодействия. Я бы вспомнил еще одно философское понятие – понятие региональной онтологии, обозначив им в данном случае специфику социального бытования литературы в регионе. Если мы присмотримся к этой специфике, то увидим, что, во-первых, в регионах по-прежнему доминируют официальные институты литературы, сверхзадача которых – трансляция государственной идеологии. Во-вторых, это периодически накатывающие на регионы волны поп-поэзии, с причмокиванием засасывающие начинающих авторов в свои воронки. Характерно, что в последнее время поп-поэзия причудливым образом эстетически и организационно срастается с официальными институтами, - в особенности это происходит на основе специальных государственных грантов, призванных символически обеспечивать имперскую политику России. 

      Конечно, регионам нужна альтернатива. Мы пытаемся быть такой альтернативой. Но альтернативы никогда не бывает много. Особенно если учесть исторически сложившуюся гигантскую диспропорцию в развитии культурных и интеллектуальных сред в России – в столичных городах, с одной стороны, и в регионах, с другой, диспропорцию – с точки зрения сосредоточенности институтов признания, форматов литературной учебы, стартовых условий для вхождения в профессиональное литературное сообщество и во многих других отношениях. Интернет это исходное, наследственное неравенство, увы, не отменяет. Очень важен поэтому вопрос о кураторских политиках – и в регионах, и в столицах – вопрос о необходимости профессиональных долгоиграющих интегративных проектов поверх территориальных границ.  

     Я рад, что премия, судя по тому резонансу, который она вызвала в Самаре, уже послужила триггером для консолидации независимых, интересных и способных литературных сил в нашем регионе. И я очень надеюсь, что в Самаре в поле актуальной поэзии, актуальной литературы вообще появится настоящее работающее сообщество. Сейчас – тот самый момент. Так что огромное спасибо еще и за это!