Сергей Стратановский

Рядом с Чечней

(Стихи и драматическое действо)

 

1

 Рядом с Чечней          


Собаки Грозного,
                     бесхозные и злые,
Меж грозненских руин
                  зубами рвут погибших,
Вчерашних  королей
                      дворов и дискотек
                                                  
                                      1995



Акт агрессии тела
С целью кайфа  на теле другого
Производится в средах
                    текучих, сыпучих, зыбучих
И пахучих, и гибельно-жгучих,
А именно:
В молоке и крупе
В аравийском песке и цементе
В алебастре и в извести,
                    в мазуте и дегте, в асбесте
В  животе бронезавра
                    при бомбометаньи  внезапном
На землице окопов,
                    на кровостранице законов
Времени Икс, часа «Ч» и еще
На Монблане отходов,
                    в лохани мочи и в говне
И на звездном ковре
                    у Блюстителя Смерти  за дверью

                                                  1996

* * *

Грозный разгромленный…
                    Вакуумные бомбы…
Кто там в Бога поверит?
                    А еще говорят  не бывает
Атеистов в окопах,
                    и пуля врага ненавистного
Не настигнет тебя,
                    если будешь молиться Аллаху
Или русскому Богу
                                                  1999




* * *

Ухо  врага чернолицего
Лично убитого
                    в дальней земле некрещеной
Ухо отрезанное  аккуратно
В рушничок  холщовый,
                    добротканый, завернутое аккуратно
Воин, с фронта вернувший, дарит

А потом отбирает
                    и  в черном  бреду алкогольном
Поедает прилюдно

                                                            2000
                              
* * *

Церковь сказала:
                    «Воины, чада мои,
Уничтожайте нещадно
                    врагов веры нашей,
Как собак одичалых, уничтожайте
А про Христа милосердного
                    мы беседу начнем как вернетесь
С  поля смерти – калеками»

                                                  2000


 * * *
                                           Но в этом парке не слыхали шума
                                                                           Анна Ахматова

Ранней зеленкой
Смертозащитной
                    покрылись деревья ижорские
В парке славы российской,
                    в прекрасном саду сарскосельском

Обелиски, колонны…
                    Но тихо в аллеях просторных
Ветер вешний
                    сюда не приносит вестей
Из Чечни мятежной,
                    из ее непокорных ущелий

                                                  2000


* * *

В щели земные
В свежие ямы для мусора
В ад голодный, холодный
                    бросаем заложников-горцев
Выкуп требуем. Цену за жизнь назначаем

Так вот, бля, и воюем,
                    так и живем, не скучаем
И за чурок отловленных
                    бабки большие гребем
Так вот , бля, и живем,
                    а иного уже и не надо
А чучмеков не жалко…
                    Да и в вашей Америке, бля,
Тоже с ними не цацкались

                                                  2000

* * *

Духи незримые
Духи гор некрещеных, враждебных,
Ночью, спускаясь в долину,
                    нападают на воинов наших
И на милицию нашу

Мы уж давно покорили
Эту землю мятежную,
                    но духи ущелий ее
Нас до сих пор не  простили

                                                  2000

* * *

Истреблением племени
Вечно враждебного
                    мы запятнали свой путь
Сквозь века и народы

И вот теперь наши внуки,
                    на высотах навеки  утративших,
Имена изначальные,
                    поклоняются ночью, таясь,
Их богам, воскресающим каждую ночь

                                                  2000



II

 Пхармат  прикованный

 ( Действо  на  основе чеченского мифа о Прометее)

Участвующие лица:
Пхармат  - чеченский  Прометей
Ужу – слуга  бога  Селы
Кузнец
Хор вайнахских  женщин

Читателю следует вообразить горную местность на Кавказе и прикованного к скале Пхармата-Прометея. Появляется кузнец. Остальные участвующие лица появляются при вступлении в действие.

Кузнец  

Волю Селы могучего,
                              отца  облаков, гор хозяина
Выполнил я,
                              и оковы невольничьи, прочные          
Выковал я,
                    и тебя приковал, вор великий
К скале скорби долгой.
Что было делать, Пхармат?
                    Испугался я гнева безмерного
Селы – бога вайнахов,
                    молниевержца небесного
Некуда было бежать,
                        негде мне спрятаться было
Многим искусствам  ручным
                    научил ты вайнахов, Пхармат
Научил и меня,
                    а теперь видишь, вот
Что за плод вызрел…
Мои руки несчастные
                    дело бесчестное сделали
Цепи пытки выковали,
                    а не меч верный
И не щит звонкий

Пхармат

Подвиг – дело героев,
                    а ты не герой, а ремесленник
Виноват ты, конечно,
                    но простить тебя можно, кузнец,  
Человек несмелый

Хор вайнахских женщин

Горе, горе великое
По велению Селы
                    к скале ты прикован, Пхармат,
За твой  подвиг зиждительный.
В щелях, в пещерах  земли
                    жили мы, дикие люди,
И не зная огня
                    ели мясо сырое, коренья
Робких растений выкапывали и ели
И от холода длинного
                    кутались в шкуры звериные
Страшно было, немило,
Смерть молоком грудным поила
Но пришел ты, спаситель,
                    и принес головешку небесную
Из очага, из жилища
                    Селы – бога вайнахов.
Светом вмиг озарилась
                    многослезная  жизнь наша
Слава тебе, наш герой.

Ужу, слуга бога Селы

Плакальщиц хор
                    о твоей сокрушается  участи
И героем тебя называет, Пхармат,
Не герой ты, однако,
                    а плут, пройдоха,
Бога ты обманул, плут,
                    напоив и стащив головешку
Из его очага, вор ловкий.
Гнев ты вызвал безмерный,
                    увертливый вор, гнев великий.
Ты наказан за кражу
                    и твое наказанье заслужено


Пхармат

А почему бог великий,
                    Села, отец облаков,
Так стерег неусыпно
                    свой очаг домашний                    
И огнем не делился.
                    Ведь его же творящие руки
Предков вайнахов нынешних
                    из глины заоблачной вылепили
Ведь отец он вайнахам,
                    а не просто их жизней хозяин

Ужу

Мыслящий свет, ум пытливый,
Села, перворемесленник,
                    вложил в первочереп им сделанный
Первопредка череп…
Вот дар великий, дар на века,
                    а другие дары не нужны вовсе
Сами люди должны
                    догадаться как искры родятся
И как дикий огонь приучить можно
Словно пленника- колха к служенью

Пхармат

Но ведь века голодая
                    и в пещерах скрываясь от холода,
Жили люди лишь искры случайные видя,
Лишь небесные молнии
                    жадно ловя глазами

Ужу

Так уж были несчастны вайнахи гордые?
Так уж теперь они счастливы?
Разве в битвах недавних
                    не гибли воители славные?
Разве кровники мстить расхотели друг другу
За обиды их прадедов?

Пхармат

Горя много, я знаю,
                    но когда головешку победную
Я на бедную землю
                    из башни небесной принес
Возликовали вайнахи

Ужу

Видел сам, ликовали,
                    но долго ли длилась их радость?


Пхармат

Радость долго не радует.
                    Что с того? Не заставит теперь
Холод неба в пещерах скрываться вайнахов
В их домах очаги,
                    укрощенное  пламя, поленья
С дня творенья
                    случалось ли  большее счастье?


Ужу

Есть счастливее счастье:
                    узнавать, находить и выдумывать          
Не надеясь на помощь
                    воров хваткоруких, обманщиков.
Этой-то радости  ты и лишил их, Пхармат.
А что даром дается
                    лишь малую цену имеет  

Пхармат

Бога Селы слуга
                    для чего ты терзаешь меня?
Разве мало уже
                    тех орлиных когтей ежедневных
Мое тело когтящих,
                    и хочет орла направляющий
Села гневный
                    сомненьем пытать мою голову?

Ужу

Бог не пытки желает,
                    твоего покаянья он хочет

Пхармат

Покаянья? Зачем?

Ужу

Милостлив  Села:
                    готов он простить похитителя
Если скажет вор гордый,
                    что сделал он дело недоброе

Пхармат

Не скажу, не унижусь.
                    Мысль о борьбе с небесами
Мое тело пронзила
                    и силу дает выносить
Ежедневную пытку.
И отрадно мне знать, что в аулах горных
Чтут меня словно бога

Ужу

Чтут тебя, воспевают…
                    Но прав ли народ прославляя
Подвиг хищный,
                    и доблестью высшей считая
Ремесло хваткорукое?
                    Ты, Пхармат, научил и ему
Среди прочих ремесел

Пхармат

Жены вайнахские, справедливы ли эти слова?

Хор вайнахских женщин

Дерзость земная
                    стала кровью твоей и дыханьем
Дерзкими быть, непокорными,
                    научил ты вайнахов, Пхармат.
Не меняй своих мыслей
                    вор бескорыстный, великий,
И посланника Селы не слушай речей уловляющих
Ум свободный как  барса капканом в урочище.
Ты герой муку терпящий,
                    и таким тебя любят в аулах горных
Вождь людей непокорных
                    не винись перед Селой, Пхармат

Пхармат

Не повинюсь, не унижусь

Ужу

Против  божьих запретов
                    ты, Пхармат, не боялся дерзать
Воровать не боялся,
                    а против народа сказать
Слово правды боишься…
                    Но не всех ослепило горенье
Головешки ворованной…
                    Хору не верь, а послушай
Что кузнец скажет

Кузнец

Горько мне, горько!
Не герой я , Пхармат,  
                    а всего лишь несчастный ремесленник
Волю Селы великого
                    выполнил я, цепи выковал
И за этот поступок  меня  презирают в аулах
Муки мои
                    пострашнее орлиных когтей.
Мои руки дрожащие
                    молот не держат уже
Помоги мне , Пхармат,
                    повинись перед Селой, Пхармат


И тогда мир забудет
Мой позор,
                    и простят кузнеца своего
Гордецы-вайнахи в аулах горных

Ужу

Что ж , Пхармат, выбирай:
Покаянье разумное
                    или тяжбу с хозяином  жизни
Без конца и без смысла

Хор вайнахских  женщин

Бога Селы  слуга!
                    Не пристало герою виниться
Как рабу нерадивому…
                    Должен как с равным мириться
С богом гневным герой великий

Ужу

Богу неравен Пхармат
Смертен Пхармат, бог бессмертен

Пхармат

Знаю другое:
                    состарится  Села когда-нибудь
И как мы умрет тоже

Ужу

Ложь! Он – бессмертен
                    и не будет равняться со смертными  
Не упрямься , Пхармат,
                    покорись его воле, Пхармат

Пхармат

То что сделано – сделано
Даже если не прав – не покаюсь

Ужу

Что ж упорствуй, но помни:
Когтящий орел не устал
Прилетать ежеутрене

Пхармат

Я помню
                              Конец

                                        2001







III


Образы России


* * *

Что-то очень тягучее
                    выматывающее душу
Деревенское, русское,
                    простонародное слишком
То ли жалоба бабья,
                    то ли стон над рекою могучей
К небу, к Богу летя,
                    или тучей тяжелой вися
Тысячу лет этот стон…
                    Надоело, обрыдло, не надо

                                                  2000

* * *

«Мы – скифы-пахари
                    из колхозов исчезнувшей Скифщины
Зерновых урожаи
                    отгружали  в Афины далекие
В край голодного мрамора,
                    богов философских, а там
Все Сократы-Платоны, Эсхилы-Софоклы, Периклы
Ели хлебушек русский
                    и вмиг перемерли, когда
Прекратились поставки»

                                                  1998


                    Пожар на Рыбацкой

Судя  по иллюстрации
К знаменитой поэме
                    именно  здесь на Рыбацкой
Те двенадцать рабочих,
                    что в нимбах апостольских шли
Именно здесь и пришили
Проститутку какую-то

И вот теперь, на Рыбацкой:
Двое пьяных рабочих,
                    чердачный пожар от окурка
И в огне невселенском
                    погибнув нелепо, зазря,
Мир и себя не любя,
Также как  те, из поэмы

                                        2000


                    Еще о Блоке

Дворянин в революции? – Ха!
Андрогин  в революции? – Хи!
Но избавишься вмиг от греха
Страсти плотской,
                    мученья свои обращая
В пламень белый,
                    в запой черный
В поступь апостолов,
                    с флагом кровавым  идущим
По заснеженным улицам

                                        2000

* * *

«Ну и что пресловутый
Пароход философский?
                    Белибердяевы мутные
Ересиархи, паписты,
                             да и Карсавин туда же
Новый ковчег, говорите?
                    Жалко не утопили
Этих умников ушлых
                    тут же, в Маркизовой луже»

                                                  1998

* * *

Капитализм – выправка,
                    к труду привычка, выучка.
Социализм – выпивка,
                    в гнилом лесочке – водочка
Царь-рыбка на пеньке…
Читал стихи под водочку
                    про жизнь – Набоков-бабочку
Ну а потом – сгорел.
Весна стояла черная,
                    была горячка белая
А рядом – никого…
Никого рядом
Не оказалось

                                        2000

* * *

Клуб мужчин похотливых
И, должно быть, счастливых
                    рядом с домом, где жил Достоевский
Гений местный, писатель

Ночью в тот клуб мутнозвездный
                    приезжают в акулах, в кокосах
Крутовластные боссы,
                    и гориллы известные тоже,
И швейцар  чернокожий
                    отворяет им двери с поклоном
Что им горнило сомнений,
                    и боренье с харизмой ставрогинской?
И поездки к Амвросию?
                    Брось навсегда эту чушь!
Ни к чему эти бредни…
                    Видишь: в джунгли ночные торопятся
Жизни новой хозяева

                                                  1998-2000  


                    Марь Матвевна

Что им делать, ответьте, учителям
Если денег не платят?

Марь Матвевна, наседка словесности русской
В степь сбегает с уроков
                    с ватагой  соплят безоглядных
Второгодников, двоечников безнадежных
Говорит: « Я – Дубровский,
                    Я – атаманша  ваша.
Будем грабить сурово
                             торгашей и хозяйчиков. Снова
Власть и право имеющих,
                    пьющих народную кровь.
А за книжки давнишние
                    и пустоту в кошельке
Пусть другие уродуются»

                                        2001

                    Мусульманин

Там, у лугов, за околицей
Мусульманин  живет правоверный
Там его ферма

Русский он, не татарин
Из Афгана вернулся, из плена
К матери,  к братьям своим,
                    и на встрече с родней, за столом            
Плюнул на пол с презреньем

«Грязно,-сказал- вы живете
Водку хлещете,
                    мясо нечистое жрете
И Закона не знаете»

Стал он хозяином вскоре,
                    выстроил  дом за околицей.
Семь коров у него
                    и племянник родной пастухом
У него на зарплате

Но погоди, басурманин:
                    всей деревней за русскую веру
За Христа босоногого
                    встанем однажды, пойдем
И сожжем твое логово.
                                                  1999




                             Челночница

          ( Мотив заимствован у Александра Мелихова)
                              
                              1

«Что там за море, бабы?
Черное,  что ли, бабы?» –
«Дура! Эгейское. Что, не учила, что ли,
Географию в школе?»

Так и умрет не узнав
                    об античных богах и героях
Об Афинах  великих,
                    о Перикле, Софокле, Сократе
Так и умрет, не узнав,
                    но зато обеспечит семью
Вырастит сына и дочь


                    2

Вырастит сына и дочь
                    граждан грядущей России
Честных, любящих труд,
                    а не глуповцев, пьющих кромешно
Так и будет, конечно,
                    если оба они из России
Навсегда не уедут

                                        2001
  

                    Русский крестьянин будущего

Землю попашет,
                    а потом за компьютером в хате
В интернет залезет
                         и там, на торгах виртуальных,
В иномерном лабазе
каких-то неведомых стран
          Купит новую сеялку

          Сын на курсах в Дакоте,
                              дочка в ансамбле фольклорном
          Русские  песни поет
          И английские тоже

                    2001



IV

            
О искусстве и художниках


«Троица» Рублева

Трое пришли к Аврааму,
трое священно-молчащих
Странствующих и усталых…
Посохи в тонких руках
Чуть склоненные головы, перезвон
Колокольчиков в поле, во ржи…

1998


После выставки Филонова           

Какая сила в противоиконе?
В чашах трапециевидных,
в черноквадратном  хлебе?
В рыбах ржавожелезных
                    на сколоченном грубо столе?
Что за сила несветлая
                    в перекошенных лицах застольцев
Трапезы тайной?

                                                  1993


 Малевич

На холсте новотворческом
                    в ряд, чуть живые стоят
Мужики-обрубки –
                    без имен и без отчеств фигуры.
Малевич их творец,
                    а также лепщик тот,
Кто в Кремле живет,
                    лепит мир новый

                                                  1995

Художник – разрушитель икон

Вихрь одежды евангельской
Или руки молящие,
                    или краешек нимба оставит,
Лик святой соскоблив, уничтожив

Он сказал: «Красота разрушенья сильней
Красоты созиданья…
                    Прекрасны  горящие зданья,
Акт искусства Нерона,
                    вернее сказать, артефакт.
А икона-руина…
                    Не ближе ли Богу она
Тех, что в храме целехоньки?»

                                        2000




* * *

Крыша по Невскому скачет,
                    и пес за ней
Хочет к Неве присобачить,
                    а ротозяв, рот раззяв
Ам! – заглотал «Аврору»
                    и всякого вздору автобус
Вышли «митьки» на праздник:
                    катят по площади глобус
Катят по прежним слезам.
                    Весело… весело нам
Чапай чапуга чапыг…
                    Весело…месиво…ык.
                                                  1999          
 

На  мотив Андерсена

Кай попавший в Лапландию,
                    в край замороженных гроз,
В ледяные чертоги
                    и пытаясь из льдышек мерцающих,
Белых, черных, прозрачных,
                    слово составить,
Слово из жизни живой.

Что еще ему делать
                    посреди Красоты ледяной,
Среди глыб угрожающих,
                    и забыв златовласку-соседку,
Ласкового пса,
                    плющом обвитый дом…
                                                            2000
  

V

О бессмертьи и похоронах



Речь  представителя Министерства культуры  Украины на открытии мавзолея-    
музея Ахилла и Елены Спартанской на острове  Белом ( б. Левка) у северного
побережья Черного моря

«То, чего не случилось
В нашей жизни,
                    случится за гробом, быть может.

Так вот Ахилл, рыцарь эллинский
О царице Елене,
                    ( не о дщери приамовой вовсе)
Скрытно, тщетно мечтал
И, должно быть, о ней, жинке сказочной
Бормотал, умирая

Грудой тел стала Троя,
                    пеплом Ахилл,
                    а душа его, судя по мифу,
Здесь поселилась, на острове белом, блаженном
Вместе с тенью Елены

В пеплосах брачных, прозрачные
                    бродят они в роще сумрачной
На краю Ойкумены,
                    на земле Украины сегодняшней»

                                                  2001    

Похороны крокодила                    
          
Красный автобус рыдающий
                              на крокодильское кладбище
В нем Аллигатор в гробу.
                              Это мы его в ванной держали
Воду меняя дрожали
                              и кормили малютками свежими
 За валюту немалую
                              взятыми в Доме малютки.
 Вот уже сутки с минуты,
                              той ,когда умер, сдох вдруг
Хищный друг.
И в багровом гробу
                              мы его погрузили в автобус
С надписью « Помним, скорбим»

                                                            2000

* * *

Смерть – долгая еда
                              на кладбище валютном
Где для погибших  тел
                              оплачен  дом уютный
Склеп неоплаканный…
                              И длинный, вдоль могил
В аллее лакомой
                              кичливой снеди стол

                                                            1999


Смерть Джемса Кука,  мореплавателя

Прахом на острове,
                              там, где родился, учился
Ремеслу морскому,
                              или прахом в морях небиблейских
Стать после смерти…
                              Но не мясом в котле,
                                                               не во тьме тесной
Живота некрещеного…
                              А душа? Неужели спаслась?
С дымом костра унеслась
                              и блуждает, как дым, и поныне
Где-то там, в океане
                                                            2000            



Холм бессмертья в Брянске

Мы скоро все умрем
                              и лишь нелепый холм
Земли обкомовской
                              гора бессмертной скуки
Останется от нас,
                              и будут наши внуки
Играть и петь на нем…
                              Но мы уже умрем
И не увидим…

                                                            2001          

* * *

Смерть близкая дерьму,
                                        моче, а не священным
Вещам таинственным
                                        и вымыслам почтенным
Губолизая – в больничном коридоре

Но не говори о ней, не надо
Ни в стихах своих, ни просто в разговоре
Слишком громкие слова: memento mori
И красиво слишком, если в рифму…
 Да и не в рифму тоже…
                                                            2001



Нет, весь ты не умрешь.. Душа в заметной лире
А может быть и не в лире,
                                        а в мире тонком
Где встретит Умный Свет,
                                        и ты тогда поймешь
Где ложь, а где истина,
                                        и почему ты мучился
 Здесь, в этом мире
                                                            2000

 

 

http://www.newkamera.de/stratanovskij/stratanovskij_03.html