Геннадий Айги

теперь всегда снега

из сборников:
расходящиеся облака 1955-67
пора благодарности 1968-78
поле-россия 1978-82
все дальше в снега 1982-89

 

* * *

ЗДЕСЬ

словно чащи в лесу облюбована нами 
суть тайников 
берегущих людей

и жизнь уходила в себя как дорога в леса 
и стало казаться ее иероглифом 
мне слово «здесь»

и оно означает и землю и небо
и то что в тени
и то что мы видим воочью
и то чем делиться в стихах не могу

и разгадка бессмертия
не выше разгадки
куста освещенного зимнею ночью —

белых веток над снегом 
черных теней на снегу

здесь все отвечает друг другу
языком первозданно-высоким
как отвечает — всегда высоко-необязанно —
жизни сверх-числовая свободная часть
смежной неуничтожаемой части
смежной и неуничтожаемой части
здесь
на концах ветром сломанных веток
притихшего сада
не ищем мы сгустков уродливых сока 
на скорбные фигуры похожих —

обнимающих распятого 
в вечер несчастья

и не знаем мы слова я знака
которые были бы выше другого
здесь мы живем и прекрасны мы здесь

и здесь умолкая смущаем мы явь 
но если прощание с нею сурово 
то и в этом участвует жизнь —

как от себя же самой 
нам неслышная весть

и от нас отодвинувшись 
словно в воде отраженье куста 
останется рядом она чтоб занять после нас 
нам отслужившие 
наши места —

чтобы пространства людей заменялись 
только пространствами жизни 
во все времена

1958

* * *

ПРОЩАЛЬНОЕ

Памяти чувашского поэта Васьлея Митты

было — потери не знавшее лето 
всюду любовью смягченное 
близких людей полевых —

будто для рода всего обособленное! —

и жизнь измерялась
лишь той продолжительностью
времени — ставшего личным как кровь и дыханье —

лишь тою ее продолжительностью —

которая требовалась чтобы на лицах 
от слов простых 
возникали прозрачные веки 
и засветились —

от невидимого движения слез 

1958

* * *

ОТЪЕЗД

Забудутся ссоры, 
отъезды, письма.

Мы умрем, и останется 
тоска людей
по еле чувствуемому следу 
какой-то волны, ушедшей 
из их снов, из их слуха, 
из их усталости.

По следу того,
что когда-то называлось
нами.

И зачем обижаться
на жизнь, на людей, на тебя, на себя,
когда уйдем
от людей мы вместе,
одной волной,

когда не снега и не рельсы, а музыка 
будет мерить пространство 
между нашими 
могилами.

1958

* * *

ОТМЕЧЕННАЯ ЗИМА

белым и светлым вторым 
страна отдыхала

причиной была темноте за столом 
и ради себя тишину создавая 
дарила не ведая где и кому

и бог приближался к своему бытию 
и уже разрешал нам касаться 
загадок своих

и изредка шутя 
возвращал нам жизнь 
чуть-чуть холодную

и понятную заново 

1959

* * *

ИЗ ГОСТЕЙ

Ночью иду по пустынному городу
и тороплюсь
скорее — дойти — до дому,

ибо слишком трудно — 
здесь, на улице, 
чувствовать,

как хочу обнимать я камни.
И — как собака — деснами — руку —
руками — свои — рукава —

и — словно звуки 
прессующей машины, 
впечатленья о встречах в том доме, 
который я недавно покинул;

и — жаль — кого-то — жаль — постоянно, 
как резкую границу 
между черным и белым;

и — тот наклон головы, при котором 
словно издали помню себя,

я сохраню до утра,

сползая локтями по столу, 
как по воску.

1960

* * *

ЛЮБИМОЕ

Бледное лицо — 
золотая кожура тишины!..

Где-то движутся сны
налегке,
и нет ничего,
кроме заигрывания бога
с самим собой
за этим его

прикрытием.

И — из этой игры 
дочеловеческих начал 
мне остается 
познанье тоски.

1960

* * *

ИЗ ЗИМНЕГО ОКНА

голова
ягуаровым резким движеньем,
и, повернувшись, забываю слова;

и страх занимает 
глубокие их места,

он прослежен давно 
от окон — через — сугробы — наис — косок —

до черных туннелей;

я разрушен давно 
на всем этом пути, 
издали, из подворотен 
белые распады во мгле 
бьют 
по самому сердцу —

страшнее, чем лица во время бурана;

все полно до отказа, и пластами тюленьими, 
не разграничив себя от меня, 
что-то тесное тихо шевелится 
мокрыми воротниками и тяжелыми ветками;
светится, будто пласты скреплены 
свистками и фарами;

и, когда, постепенно распавшись, 
ослабевшее это пространство 
выявляет меня в темноте,

я весь,
оставленный здесь между грудами тьмы,—
что-то больное
и невыразимо мамино,

как синие следы у ключиц 

1960

* * *

СНОВА - ЛЮБИМОЕ

Что богом забыто во сне 
под этою тонкою кожицей?

Он — здесь удивился впервые, 
и это пространство знаменательно тем.

Самые тихие волны 
и самые далекие берега...

И где там я?
Ведь глаза открываются
ресницами в мою сторону,
и где-то под ними я становлюсь

никогда и не существовавшим.

Я звуков боюсь, 
и боюсь я света 
за это лицо,

но жизнь уж проходит, и мы выдержим все 
на этот раз.

1960

* * *

ОКНА ВЕСНОЙ - НА ТРУБНОЙ ПЛОЩАДИ

В. Яковлеву

качающимися квадратами 
цветения и звона 
всех детств моих, знакомых 
прозрачным опустевшим городам,

я их коснусь, и девичьи венчанья 
все так же будут длиться 
без музыки и без дверей;

глубины теплятся 
зеленовато-сумрачно, 
и плачут там, за ними, 
дождем измазанные мясники, 
упав на груды рыб;

и вновь топтанье и переступанье — 
я здесь, я здесь;

топтанье и переступанье — 
раз навсегда —

как колокол в тумане —

— и как — шмуцтитулы — акафистов —
мне снится — красная — разорванность —  и собранность

1961

* * *

СНОВА — СОН-«ПОТЕПЛЕНИЕ»

а вокруг — называясь 
Местом — неведомо чем «потеплевшим» —

прерываясь как сон 
и опять начинаясь —

продолжается — сна продолженье:

вводятся те же окрашиванья 
ударами будто спросонья 
поддерживая разделения 
серого на менее серое —

роются
вязнут
в добиваииях в месиве темном
шевелений уползших —

и все это единство — толчками подрагивая 
сдвигоподобий
проборматывается «жизнь» 
вспыхивая изредка 
лжеогоньками

1961

* * *

ЖЕНЩИНА ЭТОЙ ВЕСНОЙ

Птица у стенки, падая замертво, 
клювом скользнула по белой бумаге, 
я не вижу ее, но она — у нее,

потому это знаю, 
что стыжусь ее взглядов.

Блеск подглазья,
как будто бесстыдно положенный 
пальцами мальчика, 
на мост поведет 
меня через час,

и будут флаги свободны, 
и далеки, и свежи;

это ведь за нее устаю 
и за нее умираю 
среди зелени странной:
все кругом состоит 
из свисающих
и бесперспективных лоскутьев 
осиновой дикой коры 
без стволов и без веток;

а стыд за нее не проходит, 
как будто касалась она 
соломы на нищем гумне, 
как будто из окон больницы

рассматривают ее вечерами 
и знают: «не надо, не надо...»

и слишком уверенно 
и равнодушно молчат.

1961 

* * *

САД НОЯБРЬСКИЙ - МАЛЕВИЧУ

состояние
стучаще-спокойное
действие
словно выдергиванье
из досок гвоздей
(сад
будто где-то вступление ярого-Ока
сад)

1961

* * *

ПОЛЕ: КОЛОСИТСЯ РОЖЬ

а ширящийся — ты
и вдруг блеснет
щемя царапиной девичьей
во ржи: еще не становясь
(все чаще режет тонкий голосок)
толчком божественного есть
у леса засиять!
почти невидим воздух-шелк
в проколах
(о душа)
слепящих

1962 

* * *

АЛЬТ

Ф. Дружинину

птица черная здесь затерялась
о ясный монах галерей
и снега кусок как в награду звезда!

отрываясь от грифа
падают доски селений
здесь во дворе опустевшем давно

и дереву нравятся вывихи дерева 
бархату шёлка куски

а струны ложились бы четче на книги 
освещенные снегом на крыше 
через окно

1962



* * *

ВСПОМИНАЕТСЯ В РОСТ

ляля, ляля без смысла и ляля, 
пугающая, словно ранены жабры, 
и части одежды 
опрокинуты в воздух оттуда 
там вдалеке,

когда я не вижу, до боли расцвечены 
и смягчу я — тряпичны — смягчу;

а это
понятие-облако
столь неотступно-свисающее
будто явлением близко-тревожным — «нося»? —

это было об астре, о ночи и о подоконнике, 
здесь — о плечах, 
представлю ее я в движенье, 
но там, где от поля — 
словно от стула, 
и нет никого;

вся лель, вдоль и лель, прикрывая и шею,
дальше — тянет как с горки,—
вот здесь-то и плачут и не понимают;

и где-то у пыльной дороги
орешника долгий и стершийся край —
как вдоль плачущего одного;

и ясно прощается друг,
и думают снова: «да едут же где-то к деревьям,
снится же что-то другое;

и были же корни не здесь, 
а мука сильней оказалась»

1962

* * *

ВСЕ ТАК ЖЕ С ТЕХ ПОР

посредником было окно слуховое 
между душою  и небом!

а окольное зрение без крапинок глаз! 
тревожило детскую память 
как золотистую женскую стенку 
меж  нами и миром

 и тогда зафиксировались 
 беспамятством мысли 
 в лете четвертом увиденные 
 тени ладоней 
 заовражных существ

 1962

* * *

АСТРЫ НА СТОЛЕ

срезая, качаясь слегка, 
как столкнутся сейчас — «озаря — сизари», 
как «железо» из книги в осеннее утро 
на белой странице, и сразу — осеннее поле, 
тропинки, ворота, село;

а белое в памяти: дальше меня, за спиной, чуть касаясь сугробов, 
здесь не увидим, но знаем;

здесь, как под облаком ветка, проведшая лето на крыше вагона, 
врасплох хорошо и светло,

словно прячут частями 
движенья девичьего детства 
в углу водолинии

1962

* * *

ВЕСТЬ С ЮГА

мучает золото сон завершая 
слабо присутствуя днем 
и где-то основой таится лицо 
свободное с ясностью санной

издали стати моей достигающее 
тревожа до света на коже

уместное прятать глазами 
море и флаги чужие 
узкою черною влагой 
сливая их с сердцем

осторожно присутствие в памяти 
идеи-колес-вдоль-кустарников-выжженных 
вкривь выявляет виски —

о словно при крови и золоте 
это я вижу во сне 
раненой стенкой лица! —

и касаясь как ран подсолнухов 
утешение шепчется в платье и в волосы 
светом на горы натянутым

как алебастром вечерним и робким 
в узоры Грааля

1963

* * *

К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ САДА

 и примем мы  свет на движенья нескромные 
 от самих лопастей 
 сегодняшнего цветодержца

 не зная что камни и ветки и кожа лица — 
 видимые раны его!

 и «я» говоря называем его расхитителем 
 одного неизменного 
 праодного своего же сверхсада

и здесь за оградою астры 
не утешая ярки 
словно руки он режет себе!

1963

* * *

ДЕВОЧКА В ДЕТСТВЕ

уходит 
как светлая нитка дыханием в поле

и бело-картонная гречка 
срезается лесом

птицы словно соломинки 
принимают шум  леса на шеи

косички ее вдоль спины наугад 
словно во сне начинают село 
глядя на край каланчи

 и там на юру на ветру 
 за сердцем далеким дождя золотого 
 ель без ели играет 
 в ю без ю

 1963

* * *

УТРО В АВГУСТЕ

прячем день от себя замечая невольно 
словно в горнице листья в саду 
и таится он мирно 
где-то в этом же доме где дети играют — 
от нас независимо 
мы  ни при чем

пусть тебя создает этот свет выявляя подробно 
отпечаток тем временем примут 
уходящие  всегда навсегда:

все окна и двери открыты везде постоянно 
рвут ветки свет 
от колебанья межсвета единого 
страдания в нас 
и того что над нами

за которым хранится давно 
отсвет робкого облика 
в самой глубине первосвета

1963

* * *

ЗИМНИЙ КУТЕЖ

а пить — как будто в Лете спать:

с лицом чужим 
как бы натянутым:

над местом не-вещественным 
опасным

и озаряться в той реке 
огнем незримым тьмы

ты там мой друг 
в беспамятстве сказавший:

 «как жить? да шкурой на базаре торговать 
 своею
золотой» 

1963

* * *

 ВТОРАЯ ВЕСТЬ С ЮГА

  отмечу что лицом ко мне 
  похожим на порезы вдоль сирени 
  и тайным ворсом крови сильная —

 там за ее воротником

 а сердце будто бы при шуме спрятанном 
 иголки с выявленьем музыки! 
 и проверяя есть ли мы 
 учесть придется нас с начала крови

 она одна и нет конца 
 и «я» и «ты» лишь щебет птиц 
 уже вдали 
 уже не здесь

 но есть и вызовы в больницу к маме 
 и вечная по улицам ходьба

 Как жизнь долга Прерывиста И птицы 
 летят другие Слабые как мы

Себя как их Не жаль  И будешь обесценена 
как Много убивая 
доказывали в детстве нам 


* * *

РЕКА ЗА ГОРОДОМ

а паутинная 
кылью со дна как местами чердачными 
восходящая к полю

и шелк и паутина 
ее притягивая увлекутся 
соседями оказаться такими же 
как тень и пыль

и паутинная 
как шелк во сне покажется нездешней 
и связи с облаками 
из пуха-хромоножки трав 
глаза обманывающих

и алеющих
 
1964

* * *

ВЕСТЬ В ТЕРЦИНАХ

 к голубя сон превращенный в сидящую тихо при первой звезде 
 высокой как девичий обморок 
 как детский ночлег на дворе!

 и красными досками воздух 
 c луною входящий 
 в проемы везде

 и весть-то протянута в видимом вечере к дальней заре 
 как переваливающийся вдоль старого дерева 
 мир гиацинтов

 где красное поле глубоким накатом 
 нисходит к горе

и нежного дела одевается дух уже третий 
и кровь ли цветка словно тамр индийский:

под кровлей разыгрываясь 
в цветы соберется в саду

и лишь выходящий из солнца содержится в духе загаданном 
светлее чем бинт

1963

* * *

К ПОЯВЛЕНИЮ  СНЕГА

снова 
он здесь 
возвращаясь со дна 
тихой поправкою 
звуков на ветках

долго

 (словно не день 
а уже 
без селений без города 
без говорящих)

будто входящий 
 (все ближе) 
опять на стене на бумагах 
 над окраскою печки — он с детства разбросанный он 
 отобранный и возвращаемый 
 во тьме через тихое поле пугавший

 белым знакомым лицом 

 1963

* * * 

  ЛАСКА ПОЛЫНИ

  а поле: больница-мельница! 
  и словно в углу 
  ветка полыни:

  будто в день зимний 
  пальцы 
  отдельно —

   в муке 

   1964

* * *

 В ПЕРЕРЫВАХ  БЕССОННИЦЫ

во сне как в мелу 
будто на лицо принимая резню 
грудь отводить 
от сеющейся словно сухая мука 
в себе и при мне 
не умеющей  при нас отстояться 
вьюги особенной — плотью от смерти —

нас посещающей 

1964

* * *

ЛЮБИМОЕ В АВГУСТЕ

светом 
страдающе-в-облике-собранным 
из первосвета явившись 
вздрагивая 
ждать

и создана там где обилие лета-идеи 
склонно наверное к дару 
где покорилось уменьшенной частью 
тихим увидеть себя:

«быть» 
как в сознании было бы птиц:

« —   » 

1964

* * *

     КОЛОМЕНСКИЙ  ХРАМ

                   И. Вулоху

овес 
зернами тебе подражающий 
красным пятном отражался 
на пару с тобой 
когда в облике мысли нас видел сперва 
Спас

сеть 
осенним угаром возможна на ягодах 
над кожею  звоном твоим 
но весть 
восходящая ввысь 
единственно суть

у ветра 
синицы  и друга 
спросил я навеки ли мы 
и доносилось снаружи печально: 
«три»

 1964

ПОСВЯЩАЕТСЯ  ПЕНИЕ

к ребенку плачущему 
касание гибко и кожье 
женщины   сильной и действенной

словно устройство с кровью и зеленью 
для колесования

и как открывается белое в ветках 
ярко и больно 
так от стола до окна 
происходящее  нежно:

в спокойствии женском есть и место-вечер 
и место-утро 
и словно красные части одежды 
даже в воздухе близкие к крови 
обнаружится долгая 
вечерня сердечная

это в теле как будто ином и вторичном 
за тем — основным — 
в озарении ищутся корни 
спевших  когда-то и винами залитых

как луч пустой 

1964

* * *


К КУТЕЖУ ЖИВОПИСЦЕВ

                  (Вместе с А. 3.)

одеты в раны есть: и цветниками — бога 
где красные от ветра чумового 
соединимые следы! 
ах так кричать — похожим быть на пену 
кровавую — то тут то там 
(пуста Москва как поле декабря 
и как обрывки свиста 
гуашей — тонко — дрожь)

1964

* * *

СТИХИ С ПЕНИЕМ

Первый  голос

         просто облако есть просто дерево 
         просто поля и дома 
         (и все они тут как и ты) 
         и все они тут же как я

Второй голос

отъехал от дерева и навсегда удалился от леса 
что-то взлетело в нем от реки 
(птицы  исчезли прозрачнее травы) 
его уж все меньше —

и:

Хор 
      (Пение без слов, возрастающее постепенно.) 

1964

* * *

СНЕГ В САДУ

чиста проста 
глубоко и почти без места 
и тих и незаметен 
светлы и широки

сплю  весь 
и —  сейся

 мерцать замешиваться взорами

 и сеется 
 и суть 

 1965

* * *

СОН: ПОЛЕТ СТРЕКОЗЫ

а ярко — как будто в заброшенной риге 
на ночь душа!

и озеро тихим во сне очагом 
беспокойно: о так по лицу бы красавицы долго 
белым японским  цветком! 
через стога будто розы белеющие 
долго и тихо... так после восторга 
полянами  редкими 
в сердце места

и розы-раскаты — стога беспокойные 
месту уже своего разговора 
мозгу откроют полет стрекозы —

ярче огня по распятию-желобу! 
от бога текущего 
к горной поляне в высокую тьму

 (к смерти засинью заночью 
 тонко сияя ума

в голову словно из роз 
любимо  бросаясь)

 1965

* * *

 БЕЗ НАЗВАНИЯ

                 Иву Боннфуа

река — уже иная — окружает 
в нас превращая многое 
в свои иные волны 
и холодна

прозрачна и едина 
и поздно говорить: «мы там» 
она одна одна

Нет-Чистота 

1965

* * *

РЯБИНА-ВОЗГЛАС

 о лепета ярко-прозрачного: в небо направ- 
ленного — буря! — о в крапинках крови широ- 
кое знамя! — о возглас: шумяще-алеющий воз- 
дух!..

1966


* * * 

ЗАРЯ: ПОСЛЕ ЗАНЯТИЙ

 среди темнеющих отталкивающе 
 как бархат на умершей 
 спокойных 
 львиных зевов

 соломинками слабыми 
 поблескивает мир

кругом  отсутствуя давно

и наполовину наискось — с рубашкой вместе — 
ты словно частью золотым песком! 
'когда двора случайный ветер 
потом в 4 веет широко

и шевелит тебя как сора россыпи! 
где будто в шее свет красивых 
усиливала белое бумага:

богов всю зиму 
укрывая каждая 
по вечерам в окно:

как нежный ум — 
на снег

1965

* * * 

МЕСТО: ПИВНОЙ  БАР

                                         А. В. 

ты пьющий  — значит: спящий! —

в себе — как в матерьяле сна: 
в горячности своей: ты — спящий сном вторым:

(а их — мы знаем — три 
последний будет — третий):

ты спящий  сном — пока что: избранным! —

как он глубок! он даже там — где место есть: без памяти!—

и — как он длится! 
как слоист и темен! —

о этот ветр! — от мира укрывающий: 
на время - как заброшенных детей 

1965

* * *

ЛИЦО ВПОСЛЕДСТВИИ

цельное — 
лепетом устроения тверди

и будто из лица светящегося 
во время грусти — 
моего — 
его я создаю

и озаряет 
таящий  рода образы 
огонь

1965

* * * 

 ДОМ ГОГОЛЯ: РЕМОНТ

а в полночь 
знаки выступают 
из укрываемых — как под плащом — порезов:

(они и в мыслях 
здесь — всегда):

подобно каплям крови птичьей! — 
и в вяло-брошенной душе московской тьмы:

«РЕМОНТ 
ДОМ ГОГОЛЯ 
РЕМОНТ» -

как лампы  красное миганье 
1966

* * *

УТРО — ПРИ ДЕТСТВЕ ДРУГОГО

                                Сыну Андрею

  что облекаешь? что ты оставляешь 
  о тень! — как в озере:

 в горячем 
 просыпающемся? —

 возможно — смысл?..— тобою окруженный 
 как прахом — некой сущности? — возможно 
 неведомой тебе самой? —

 душе ли — слепоту 
 творишь ты из него?..—

 иль это — некий облик что древней 
 чем разрешение во времени 
 чему-то — в мире быть? —

 и вот 
 сквозь негу 
 детства:

 таинственно и зорко смотрится — ее светило временное:

 как некогда — 
 сквозь мира первый прах?..

 1966

* * *

 ОБЕД: КАРТОФЕЛЬ

                              Памяти А. М.

хоть плакать (за обедом) оттого 
что у картошки (для руки) есть холод 
как будто часть ее имущества 
(как нечто миром-нищетою  данное)

как то что есть семья теплом за дверью 
а скоро будет брат мой нет

1971

* *  *


ПОЛЕ: ЦВЕТЕТ ЖАСМИН

         а как же 
         не быть 
         Основанью  тому что для мысли  присут-
ствует всюду: как некий Костяк не-вселенский!— 
         что как Бого-Присутствие:

         чувствуясь: неотменимо:

         как же не быть ему здесь: за мгновенною 
смесью и-Места-и-Времени:

         и: нашей-Сердечности! —

         как это есть  (словно душ  основание) 
         здесь: за проявленным островом каждым 
         белого (словно накала вторичного: цвет 
пережившего: вновь лишь идеею ставшего!):

         как на  заре не-вселенский Костяк  этот 
                                        ясен! —

         Видимый  Светится: сквозь острова 
         белого: в поле: все более белого

            и:склоны поля

о поля склон — беспрерывное пение! — геометриче- 
                                             ское 
и склон другой: для себя — и безлюдно! — поется 
а в третьем — как будто есть матери голос: 
            склон — за меня направляемый  ввысь! — 
склон-отпевание

ряды  их ряды!..— их общность: 
соборование

1971

        БЕРЕЗЫ: «ЦЕНТР» СВЕРХ-МЕСТА

видеть 
(теперь) 
это криком 
выстраивать 
вас! —

будьте — как  Духа  присутствие! — будьте свободой 
                      Его — безущербно страдающей 
души  смягчая 
всех — не по-здешнему нищих! —

будьте — как лики Его 
не для зрения — чистые:

светом — без силы: всесильным! —

там —  где господствует Стадия Гнили как Место 
                                          Народа

1972

 И: СНИТСЯ ЛЕС

                                В. Сильвестрову

края его светлы 
как слово  Д е н ь в Завете

и скоро  боль растает 
(все ярче... вглубь...)

и медленно-боляще 
огнем становится исчезновение

 (...в прозрачности — как в «Гласе    с  Облака») 
1971

 НОЧЬЮ: ВЗДРАГИВАЯ

                                                         А. М.

      Ночью, внезапно, 
      вижу  я, вздрагивая,— между  лицом  и подуш- 
 кой — лицо похороненного друга: 
      оно — как бумага оберточная  (содержимое  вы- 
 нули): 
      черты — как сгибы... не вынести этих следов ис- 
 коверканных!..— 
      безжизненно  горе само! — все — как будто  из 
 вещи — все более мертвой...-— 
      и  боль   отменима — бесследно — лишь  новою 
 болью: ее неживой очередностью!..— 
      существованье — как  действие? — скомканья — 
 словно рассчитанного!..— 
      «всё» — как  понятие? — есть — как  обертка!.. 
 — чтобы шуршать  и коверкаться...

 1971

      РОЗЫ В ГОРОДЕ

                                    Р. В. 
о этот цвет их ран: над ними: отраженьем!

там — их страданье... 
в городе — как в поле 
свободно-явное 
как душ открытость

со взглядом связь его легка 
когда лицо — как  болью 
изъеденное — зреньем

и ясно возникает 
двух болей измененье общее: 
и чисто — со-страданье...—

о боль — от боли что извне: 
вторая наша  явь!..—

алеющее облако 
во сне печальном мира

 (а блики беспокойны!..

как ими  говорится 
про вас и про меня! —

так  не могли б мы сами) 
1972

            ЗАПИСЬ

ту боль что будто цвета духа 
читает в нас свобода-Смерть 
убийцы-люди = полу-смерть 
вторгаясь призраками в Чтенье 
есть тленом на-двое — возможно: преходящим! 
(свобода Смерти не чиста)

1972

    ПОЛЕ: КУСТ ВЕРБЫ

и в Сияньи Золотого Часа Мира: 
          Куст-Один: 
    в том Часе золотящийся: 
       (ведают иль нет? — 
   само сиянье-веденье): 
         Куст-как-час: 
     (из края Поля — вширь) 
 1975

           НЕМНОГО

счастье — «Немного» 
блаженство — «Немного»: 
о шепот: как ветер — от солнца:

хлеба —  немного... и света дневного...—

и — малого шума людского 
как пищи — для Смерти готовой...—

чтоб мирно ее мы встречали 
как будто мы все и всегда у любого порога —

в страдании братском...— 
о наша свобода!..— свеченье душевное: 
простое: 
«Немного» 
1975

        ЛИЦО: ТИШИНА

                                  М. Б.

а этот вздрог наклон и спад 
той темной драгоценной 
(как света с тенью — скользь) 
той головы (о вздрог!) —

с тенями драгоценными — лица! —

все — в говор лицевой 
свободной светонадписи 
все — по кости — как по частям 
забрала лицевого тонкого! —

мельканьем световязи 
как будто слышным: «Вы 
уже лучом восприняты»:

и света — в свете — скользь 
все — чисто  (скользь и ясь) —

все — пенья становленьем:

 (о места вечности что есть и в нас возможно: 
 как встреча наша с богом: 
 песнь)! —

сияньем  круга: вздрог и скользь! —

и — свет (вещественно —  из света — счастье)...—

сияя — одаряя — Ты 
во Тьме-Стране 
так ясно: долго: есть

1975
* * *

РОЗЫ В ГОРОДЕ

                                    Р. Б. 

о этот цвет их ран: над ними: отраженьем!

там — их страданье... 
в городе — как в поле 
свободно-явное 
как душ открытость

со взглядом связь его легка 
когда лицо — как  болью 
изъеденное — зреньем

и ясно возникает 
двух болей измененье общее: 
и чисто — со-страданье...—

о боль — от боли что извне: 
вторая наша  явь!..—

алеющее  облако 
во сне печальном мира

 (а блики беспокойны!..

как ими  говорится 
про вас и про меня! —

так  не могли б мы сами) 

1972

* * *

ЗАПИСЬ

ту боль что будто цвета духа 
читает в нас свобода-Смерть 
убийцы-люди = полу-смерть 
вторгаясь призраками в Чтенье 
есть тленом на-двое — возможно: преходящим! 
(свобода Смерти не чиста)

1972

ПРОБУЖДАЯСЬ ЗА ПОЛНОЧЬ

                    А. А.

вдруг — эта ясность (как будто железо 
блестит от железа 
и стужа — меж  ними):

каждый  на месте своем!..— как за городом ночью  январской 
ты одинок: и «конкретно» (я доски запомнил) 
в пребывании — гробом «своим» 
под землей обособлен —

так: как железо одно  я один (словно двое таких — 
                         только в разных местах) — 
рядом  с живыми живя! —

 вчера — хоронивший 

 1973

* * *

УТРО: МАЛЕВИЧ: НЕМЧИНОВКА

                              Троельсу Андерсену

«время — распада кругов 
и теперь уже что говорить 
об основе другой — рукотворной...» —

словно средь веток — на ветках — поблескивает 
телом первично-незримым 
сам — до-человечески — сам:

а мокрые — смежные  с сгустками-«где-то-я-там-уходящий» 
ветки  в глубинах  зари равномерны   при вздрогах

зренье — вразброд: отовсюду дымящимся 
жертвоприношением —  глаз! —

гул...— продолжается гул: то ли степи —  из детства — соседствуют — входят 
хребтами двоясь (и опять — велимировы  будто —  с годами забытые 

кони мелькают: родное топтанье 
полей: «это-я-исчезая») —

гул: а потом — утомленье затылка: движенье привычное

теплой весомости белой 
все тяжелее — вдали над холмом 
 (где взаимобратание было ходьбой и молчаньем

 словно протертою с шепотом дум 
 стала здесь почва сама) — 
 дальше — над дубом все тем же —  сродненным всей 
 крепостью духа и  принятым в  волю твердейшую —

 все ощутимее — света уход: 
 из продолженья-творенья — 
 что-то в лице наклоняя все более белым...—

 («нет: ничего уже это не держит» — лишь жизни все  меньше теплеющий  сон 
 будет — в покое — надолго замешан зрачками!) —

и — словно единою-песней едино-народа исход из сияния-поля —

взгляд от стола — человечнейшим озером черным: 

«грусть — не становится кругом: ни солнца ни поля...— 

просто — возносится к небу:

грусть — человечьего места 
все дальше — все больше: незримость»

1974

* * *

ПОЛЕ: КУСТ ВЕРБЫ

и в Сияньи Золотого Часа Мира: 

          Куст-Один: 

    в том Часе золотящийся: 

      (ведают иль нет? — 

  само сиянье-веденье): 

         Куст-как-час: 

    (из края Поля — вширь) 

1975

* * *


НЕМНОГО

 счастье — «Немного» 
 блаженство — «Немного»: 
 о шепот: как ветер — от солнца:

 хлеба — немного... и света дневного...—

и — малого шума людского 
как пищи —  для Смерти готовой...—

чтоб мирно ее мы встречали 
как будто мы все и всегда у любого порога —

в страдании братском...— 

о наша свобода!..— свеченье душевное: 

простое: 

«Немного» 

1975


ЛИЦО:  ТИШИНА

                        М. Б.

а этот вздрог наклон и спад 
той темной драгоценной 
(как света с тенью — скользь) 
той головы (о вздрог!) —

с тенями драгоценными — лица! —

все — в говор лицевой 
свободной светонадписи 
все — по кости — как по частям 
забрала лицевого тонкого! —

мельканьем световязи 
как будто слышным: «Вы 
уже лучом восприняты»:

и света — в свете — скользь 
все — чисто  (скользь и ясь) —

все — пенья становленьем:

(о места вечности что есть и в нас возможно: 
как встреча наша с богом: 
песнь)! —

сияньем круга: вздрог и скользь! —

и — свет (вещественно —  из света — счастье)...—

сияя — одаряя — Ты 
во Тьме-Стране 
так ясно: долго: есть

1975

*  *  *


 ЗАПИСЬ: APOPHATIC

                                     К. Б.

а была бы ночь этого мира 
огромна страшна как Господь-не-Открытый 
такую бы надо выдерживать 
но люди-убийцы 
вкраплены в тьму этой ночи земной: 
страшно-простая 
московская страшная ночь

1976

* * *

ТИШИНА

                        А. Хузангаю

 а что он делает в лесу? 
 шуршит  как ветка... нет бесцельнее чем ветка 
 и с меньшею  причиной 
 чем от ветра...—

 не знак не действие...—

 и существующее  в нем 
 лишь то — что достоянье он 
 Страны-Преддверья... (далее — огонь)...—

 и там 
 какой-то час 
 проявит предначертанность 
 конца... —

 (а здешность — призрачна!..—

 и — ощущенья нет 
 которое 
 «страной» звучало)...—

он здесь — без полноты и без молчанья леса... 
лишь  затиханье — прошлого... и здесь его шуршанье — 
его последний признак... только — отзвук...—

 (все — в пустоте... безогненной... и даже — 
вселенность исключая —  леса)

1975

* * *


ТЕПЕРЬ ВСЕГДА СНЕГА

                          Я. Б.

как снег Господь что есть 
и есть что есть снега 
когда душа  что есть

 снега душа и свет 
 а все вот лишь о том 
 что те как смерть что есть 
 что как они и есть

 признать что есть и вот 
 средь света тьма и есть 
 когда опять снега 
 O-Бог-Опять-Снега 
 как может быть что есть

 а на поверку нет 
 как трупы есть и нет

 о есть Муляж-Страна 
 вопроса нет что есть 
 когда Народ глагол 
 который значит нет

а что такое есть 
при чем тут это есть 
и Лик такой Муляж 
что будто только есть 
страна что Тьма-и-Лик

Эпоха-труп-такой

а есть одно что есть 
когда их сразу нет 
—  о Бог опять снега! — 
их нет как есть одно 
лишь  Мертвизна-Страна

есть так что есть и нет 
и только этим есть 
но есть что только есть

есть вихрь как чудом вмиг 
нет Мертвости-Страны 
о Бог опять снега 
душа  снега и свет

о Бог опять снега

а будь что есть их нет 
снега мой друг снега 
душа  и свет и снег

 о Бог опять снега 

 и есть что снег что есть 

 1978

* * *


 СОН: ГОРЫ - ВСЕ ДАЛЬШЕ ОТ КАХИБА

долго двигаясь 
будто — закат!..—

эти горы душа 
строит так: задохнуться! 
ил себя ли такие 
тайники помещает в ущельях 
и — взбираясь — в жилищах:

скажешь: трогает душу своя же душа! — 
из того же — шумы ли? движенья ли смутные? — 
бедных — где-то — тепло?..— 
люди-души — своей же души!..—

к лицам  (вздрагивая так: разрываясь!) 
прикасаться...— родней?..— не бывать

1978

* * *


ОБРАЗ - В ПРАЗДНИК

               В день 100-летия со дня рождения 
                                К. С. Малевича

со знанием белого 
вдали человек 
по белому снегу 
будто с невидимым знаменем

26 февраля 1978

* * *


ТЕПЕРЬ УЖЕ ПРОХОДИТ ЖИЗНЬ

да: люблю я (шорох 
утром — в сон слепя): 
словно кровь на глянце 
(что же делать мне) 
там где ты живешь —

словно кровь такая (запустенье в комнате) 
а молчишь  ты зорко 
(кровь — дитятей-спутницей) 
а ведь пусто вдруг —

да: люблю (а знаешь: 
так вот как средь сора: 
лишь  на то уже —

«все же дорога мне хоть бы и такая» 
говорю о днях) —

(да слепит тобой 
слабо и серьезно)!..—

(да тепло такое 
как —  «такой-то был»)

1978

* * *

ГУАШЬ

                                  М. Рогинскому

   Поле, усеянное газетами; ветер перемещает их (нет 
конца и края). Брожу весь день, приглядываюсь: на- 
званье — одно и то же (и то же забвенье: забыл и при- 
сматриваюсь — время проходит: не вспомнить); с порт- 
ретом одним и тем  же (и снова — забвенье). Где я? 
куда возвращаться мне? Вечер; бездорожье; шуршанье 
бумаги; Земля — вся из этого поля; тьма; одиночество.

1979

* * *

ПОЛУНОЧНАЯ  ЗАПИСЬ

                                 3. Федецкому

пора творить страну М у л я ж е й - б о л ь ш е - Н е т 
и мир  как Н е т - и х - с л о в  (хотя давно сам воздух 
слов-падалей Провинция без Времени 
без Связи — вне Вселенскости-Religio) 
освободить от этого свой дух 
и быть в Стране-из-Духа (сколь возможно): 
в Стране-Удушьи нет иной победы 
(а гибели шкала сверх-полная)

1979

* * *


И: ТАКАЯ ЗИМА

                        И. Вулоху

а зима? а снега? 
да теперь уже так: ежедневно 
это в воздухе-Мире 
будто труп убирать (и к тому же воздушный) 
и детей не пускать («тятя тятя 
эти самые сети») детей не пускать 
да как ямо-какой-то-копатель «поесть» — тут такие вот штуки в дому 
да часы это тоже о том 
(осторожно: ведь это — как плакать 
это — крохи 
да тряпки как будто) 
так и  быть — будто труп убирать (уточняем: уборка 
та же самая в том что «душа») 
а зима а снега? — до сих пор о таком? 
(даже  стыдно сказать! — а ведь все же а все же 
душою 
как будто была богородицы! — можно 
скороговоркою: так) 
значит так и достаточно (значит 
так и комкаться! — разве — стираясь как тряпка — да разве 
чем-то хуже ли 
«жизнь»  называясь)

 1979

* * *


ДЕНЬ-ОКРАИНА

эти подтеки (такие — как будто 
из самой родни) 
эти разрывы на здании 
о ты моя голова 
о всколыхните-развейте как пыль костяную пропитанность лета окраинного 
родиной душно-бесцветной 
(словно энергию в неком бреду) 
да и к тому же ведь это висяще 
зная самою-собой-равнодушно 
ни для чего 
(и остается лишь воздух как воздух 
вот и лжебратия 
с Богом)

1979

* * *

ПЕСЕНКА ДЛЯ СЕБЯ

сокровенная песнь: «ничего мне не надо» 
да иного я тоже 
ничего-то не знаю 
только то еще поле где в памяти вдруг так проста и спокойна душа 
да и место к тому же такое: 
ничего-то и нет («ничего мне не надо») 
лишь  в просторе бескрайнем постройки какой-то доска отвалившаяся 
чем-то так  человек-где-то-здесь 
чем-то песня-ответ — да такому дневному и ясному горю 
словно рана в руке а глядишь 
и  не оторваться (и будто лишь это осталось 
как некое дело и жизнь)

 1979

* * *

ЧИТАЯ НОРВИДА

(Зимние записи) 
                           В. В. 
 1

 я в свете Радости (простите братья Норвида) 
 тенями слов темнею: «улица Яновского» 
 б р и г а д о й    С м е р т и    сам в своей душе 
 как будто двигаюсь чернея

2

и я как мертвый рад что вы среди живых

 3

б р и г а д а    С м е р т и   —  небо над сверх-Местом 
теперь девичий смех — как по тебе рука 
измазанная ядом мертвых 
младенца лепет — отсвет дня 
по лбу и по глазам — как будто по кускам 
в О в р а г е - М и р е лже-живых 
а ты из тех: живя передвигаясь 
полугниеньем мажущий  других

 4

когда Тоска-давно-б-средь-трупов-быть 
когда Провинцию-живых-Пора-покинуть

5

      а вы Д в а д ц а т о г о П р е л ю д а братья! 
      сквозь мира сон 
      в последней капле разума 
      над вами я к о р ь  ваш 
      сияет — ставший: телом-Дня-последним 
      (все более — и телом-мной!) 
      другого мне не помнить! и уходом 
      не просиять иного Слова 
      опустошив — уже без места — каплю

 6

о эта Отвернутость-Вихрь да без центра и без содержи- 
мого — это в дыру-ли-в-Повонзки о Боже —  о кругом 
давно обессвеченным кругом — да скорость без силы о 
больше уже без себя и все более без и такое включая: 
уже без того фортепьяно метель и Повонзки и голос — 
без Фрицека  голос под небом без неба другого — не 
будет другого когда этот мир  без народа  Повонзки

7

а  небо лишь  Одно — под ним  Без-Смысла-Мертвым 
качается Ромашка Соц-Содружества: 
Гаданье то же: «вступят-иль-не-вступят»

8

еще —  Шопена н а м!  — какому Иоанну 
какою  мощью 
и огнем каким 
т е  з в у к и  превратить — во что? — чтоб Мир-как-Стыд 
пылал  (да тут — любой уж сверх-глагол!) 
Шопена  — н а м! —  не правда ли — отродью 
такого (сказано) сверх-Места

9

 когда Пора-средь-трупов-быть-Пора 
 когда Провинцию-живых-Пора-покинуть

10

 а братья свет когда вы радость братья 
 а правда то: не делятся сияньем 
 а светятся (а где-то: «жить-то надо») 
 пока «когда» умершее других 
 лишь трупом  шепота «когда»

11

 к тому же и открытие: о н и 
 о к а з ы в а е т с я   в и з ж а т ь   у м е ю т 
 когда на п а р т-м о з о л и наступают 
 (и станет ли о т к р ы т и е — о р у д ь е м)
.......................................

 (для оборотней эхом-оборотнем 
 как выявлением начал 
 такой готовится — м а т е р ь я л и з м

......................................
......................................

12

когда Тоска-средь-трупов-быть когда 
Провинцию-живых-Тоска-покинуть 
вы братья радость братья Норвида 
а вот и Милоша! хотя в одном  и з д а т е 
желают  п р ы с н у т ь:  «мы 
не ведали такого»
(а вот мы ведали: семь лет назад я ведал 
в Ордынии издать — «до Херберта» — желая 
«от Яна»: ныне это назовем 
уже небес-каких-нибудь-издатом) 
и снова точку боли здесь ввожу 
да что о том?  о т т о ч и я м и   жизнь 
пусть будет («е. б. ж.») 
пусть  п р ы с к а н ь е  орет по нас-как-точкам

13

когда Тоска-средь-трупов-быть-Тоска 
в пространстве х р я с е й - х р я с ь ю   будь  «о Муза»

14

      а также  п р е и м у щ е с т в о   мы поняли 
      тюрьмы  такой: чем более тем лучше 
       (была — да вышло: не про нас) 
      а что для нас теперь — Покинутых-по-братски 
      своими о т ъ е з ж а н т а м и ? 
      чем менее тюрьма тем хуже

15

градации Ее определенья 
вы  будто не-читали-не! — и в Мертвости  Молчанья 
я бормочу (скорей безмолвно вздрагиваю) 
я повторяю их собой-клочками-тьмы: 
Страна-Газирование — Страна-Ненастье 
Страна-Удушье и: Все-Кончено-Страна

16 

когда Провинцию-живых-Тоска-покинуть

17

 придется тем же ртом (куски такие губ) 
 мертвее мертвого здесь Мертвое ввести 
 (предупреждаю это слово-выродок) 
 чтоб говорить о том (чтоб говорить о том 
 уже за  п о с л е - С л о в и е м  всеобщим?) 
 а все ж—о  Вене Б ы д л о-П о л и т и з м а 
 я знаю простоту: я с простотой последней 
 скажу кускам — все исчезло — губ: 
 что «состоянье» — не из слова-выродка 
 а то отчаянье — как свет дневной! 
 когда тот свет как 2><2== 4 
 и всеохватно Б е з (и тем же  Б е з  и кончить)

 18

когда Тоска-средь-трупов-быть-Тоска 
когда Провинцию-живых-Пора-покинуть

1980

* * *

СНЕГ ЭТОГО ГОДА

Знаю, что там; 
только веянье; отсвет; прохлада; 
восприниманием странен; и только 
души  особые: столь помогавшие 
раньше  — величием (скажем, Мое обнаженное 
сердце — опять); только холод; присутствие; отсвет; 
веяньем — будто со всей опустевшей 
строгой Земли; только ясным  присутствием — властность 
в этой без-Жизни — величием 
холодно веющих.

1980


НИВА - ДО КОЛОШЕНИЯ

поблескивая 
плеща успокоенье: 
                 обесцвечивая 
уже — забвением! 
и вот: пока — лишь дух захватывает 
пока — не чистота (паденья сердца помнишь):

о замедление!—

из этого тонка все больше видимость 
еще мучение 
изжить подобье! 
да скоро 
скоро — Унося

1982

КАПЛИ НА РОЗЕ

а — капли? 
живая детьми ли (во плаче хорошем 
для жизни) 
пока мне сердечность? — и в ней ли 
и даже по ней ли 
скольженья? — и нежности дымчатость 
свежую в мире младенчес кость 
мирно — про-кацливает?—

раз-сосредоточивая (там — что и тут): 

дольки родны —  как в дому: 

этой легкости-мира!— 

даже  и памяти нужно немного:

был —  как от чтенья отвлекся 
(а где-то 
юнели  во влаге 
и я посещеньями  белым-спокойного 
помнил: юнеют! и долго 
мне по лицу —  будто дальне-легчайшему 
рядом 
скользили)

1982


  СТИХОТВОРЕНИЕ-НАЗВАНИЕ: 
БЕЛАЯ БАБОЧКА, ПЕРЕЛЕТАЮЩАЯ 
     ЧЕРЕЗ СЖАТОЕ ПОЛЕ

1982


ВСЕ ТА ЖЕ ИВА

облако давнее 
словно с движеньями думанья 
там — шевеленьями теми же — близко-сырое 
словно лица ощущенье усиливая 
место мама-обожания будто в младенчестве 
мне закрывает 
чтоб выдержать мог 
и не удерживая 
насквозь серебрится

1982


ОБЛАКА

это 
как будто 
в Боге была голова 
а оставшись потом одинокой 
обнаружилось: День затемнялся (и были дела) 
также сиял — раскрываясь! 
происходящее было сознаньем — должно быть 
таяло малостью-мною 
в Том — облака открывающем словно ворота 
ум заставляя — блистать!— а границы 
временем были: разрывами 
в ярко-едином 
(касаясь Земли)

1982



ПОХОРОНЫ  МАКОВ

                           А. Л.

пришлось!—  я сон похоронил 
и с ним ушла поблеклость драгоценная: 
и без какой же неточки-незвановой 
безветрие теперь:

без чудного «чуть-чуть»? —

я мало помню  — а во Многом мира 
дрожит  (не о тебе ли 
далекий человек) 
чуть беспокоя: весть?

1982



ЧИЩЕ ЧЕМ СМЫСЛ

    о 
    Прозрачность! однажды 
    Войди и Расширься

    стихотворением

1982



ТОЛЬКО ВОЗМОЖНОСТЬ 
        ФРАГМЕНТА

...а это Золото и Жар 
остаток (как о Солнце «было») 
Явленья-Смысла  «Зреет Рожь» 
как Гул Безместный 
как Обвал...

1982

  

О ДРУГ МОЙ

 может ли — мертвым 
 ангел-хранитель 
 быть?—и  носителем Слов 
 мёртво — предстать?—- ибо странно-отчетлива фраяа;

 «скоро придешь...»—

и прошепчена —  другом 
тихо-и-мёртво-спокойным:

все — неподвижность! 
и только причина присутствия 
как — замутненность...—

словно — немного б еще: то ли «время» какое-то? то ли 
перемещение?..— был бы 
свет — невещественный...

1982



В ОКНО - ПОЛЯНА

слабость сказал бы...— священная 
ибо 
больше чем «там»: это словно согласие — быть Красотою 
не-открываемости! ею немного 
здесь всколыхнуть 
из расстоянья и света вечернего — некое 
Своеподобие!— так и удерживать 
(был Я  как не был) 
немощность слабой и в бликах живущей 
влажной  окружности!— скрытым  намеком 
о Посещенности —  в травах и ветках...— особенно 
в соре печалящем  (здесь 
трогал Я больше — Себе приготавливая 
силы ухода)

 1982



УГАСАНИЕ АВГУСТА

где-то в дубраве 
из звуков 
качели как будто сияющие 
тайно устраивающая 
удерживая — в состоянии 
прерывистости: золотящейся!—

птица: не зная: напутствующая 

1982


ПОЛЯНА К ВЕЧЕРУ

а 
оказалось: поляна 
вся — перемена: уже — продвижение 
света — до той полноты: излучение 
всюду — покоя!— и только избыток 
где-то поверх — исчезающей тонкостью: 
словно — увиденный кем-то!— а взгляд 
отнят: а нам остается 
лишь ощущение:  чистой 
(все одаряя) 
ушедшести

1982




УЛИЦЫ И ОВРАГИ

		М. Фонфред

из островков 
(все мне) 
то лето состояло: 
я говорю: цветы: и островок и снова 
другие — влажные слезами: там 
на улице 
и где-то за оврагом 
и каждый —  проходя душою  — мой 
(такое шелестенье видимое): 
был —  друг живой (объятья промельк гибкий 
от образа 
еще 
плеснет 
не раз) 
был —  будто рядом анненский 
и детством в фартучке пришедшая  мне девочка: 
вот так и излучалось 
вздрагивало 
родное мне!..— и очень живо взглядами 
общенье 
в тихости моей 
мерцало: 
я жил  в провалах белого...— и сном 
я проходил — как время

 1983



ПЕСЕНКА ПО ПОВОДУ  ОДНОЙ ПОТЕРИ

                                         Питеру Франсу 

долго
пустынно 
свободой такой начинается:

дальше —  все дальше — бездоннее видится: плотники 
ставят (алея и все отдаленнее) 
бревна на сруб:

и плачут упав на бревно —

а это такая бескрайность 
во-сне-прояснение-края-горенья:

очистилась так — ничего уже больше не будет: 

и даже — не видеть: душой! —

да только алея (и все отдаленнее) 
плачут —  упав на бревно

1983



ФЛОКСЫ ВРАЗБРОД НА ОКРАИНЕ

а грусть?..— 
все более возможности 
ее куда-то отпускать... следить: 
и явными ее — на воле — островками 
все больше беспокоен этот день!..— 
—  ив  нем то тут то там провалы белые: 
кто молвит ими? воздух как огонь 
уже давно безвидно-неприродный 
лишь  в доньях гибельных! брожу 
с не большей целью чем у птиц: 
игрой: пустое излучающею: свет 
задергивается — и 
места — провалами — людей 
в цвету без форм в огне как что-то жалкое 
и — будто тайны: тонут!.. из такой 
окраины  шепчу — затерянностью 
в немногом счастьи (словно пепла свет 
на отмененных: будто мысль: тропинках 
мне давность флоксов шевелит 
и жизнь  средь них 
и в них 
когда-то — с близкими) 
скорее — шевеленьем 
я гляжу 
(чем 
в белых 
думаньем 
тону   
местах): 
о том что долгота теперь побольше жизни 
и пребыванье наше как окраина 
неузнаваньем полнится! названья 
уйдут от смысла: 
это — мира ветр 
(теперь он волен 
без струенья — связей: 
самосъедается — исчерпанностью! 
и сор — шуршит)

1983




ТИШИНА  СНЕГА

без начала 
как времени 
ниоткуда они пребывают 
без происхождения мирные 
вольные не иметь и отдельное что-то и общее 
не проявляя места и подобия 
быть знаемыми иль возможными 
о просто они и они пребывая 
миром одним 
тишиною

1985




ПРОДОЛЖЕНИЕ-ГУЛ

все — гул беды! 
как быть — чтоб переждать?—

молись иль не молись — но так или иначе 
дай Бог (или сама твоя усталость) —

хоть кто — хоть что — да хоть в какую бездну

проваливая!— дай 
укрытым в промежутках быть —

притихшестью  твоею собственной! .— 
хоть скоро вздрогнешь — более разрушенным 
(еще сегодня же...— не раз) 

1986



ДОМ — В РОЩЕ МИРА

                             Посвящение —  девочке Александре

дом — или мир 
где я в погреб спускался 
белый был день — и я 
за молоком — это долго держалось 
спускаясь со мной: это был 
день — как река: наплывающего 
расширения  света 
в мир перекидываясь: я 
события был — творцом 
в возрасте 
первотворений —

— в погреб — давно — это просто и длительно было —

роща белела в тумане 
а этот 
с кринкой ребенок — глаза ведь вселенною  были — 
                                            и небо 
пело всей ширью — как пенье особое 
в мире распластывают 
женщины  — просто лучась переходом 
своей белизны — в расширение поля 
где голосом я начинался —

быть — вселенной-ребенком: 
был — ибо пелось и было 

1987

# # #

 

http://modernpoetry.rema.su/main/aigi_izbranoe.html