Эдуард Шнейдерман
ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ АНДРЕЯ БЕЛОГО В МАСТЕРСКОЙ ЛЮБОВИ ДОБАШИНОЙ
Это сейчас, в последние полтора десятилетия, литературная премия Андрея Белого вручается в комфортной обстановке престижных учреждений культуры (Интерьерный театра на Невском, Европейский гуманитарный университет) при большом стечении публики и включает обстоятельные выступления, посвященные лауреатам, речи самих лауреатов и завершается пышным фуршетом. Этот торжественный акт почти не уступает присуждению других престижных российских премий, разве что отсутствует многотысячерублевая денежная составляющая.
В 70-80-х годы минувшего столетия все выглядело по-иному и вполне соответствовало изначальной идее альтернативной премии, которую учредили неофициальные литераторы, противостоящие своим творчеством официальной литературе. Финансовое наполнение премии – один железный рубль – откровенно пародировало стремление власти материально поощрить работу верных ей деятелей культуры. Вручение премии Андрея Белого проходило поначалу на частных квартирах, а затем – в полуподвале Клуба-81 на улице Петра Лаврова (ныне Фурштатская), 5.
Дважды премия вручалась в мастерской скульптора Любови Добашиной. Предложение об этом исходило от Бориса Иванова, и Люба не задумываясь согласилась. А надо сказать, что, будучи членом Союза художников и получив мастерскую (сырой полуподвал) от Худфонда, она серьезно рисковала. В типовом договоре на аренду говорилось: «6. Помещение мастерской используется исключительно для профессиональной работы, запрещается предоставлять помещение другим лицам, использовать его для ночлега. УХО (Управление хозяйственного обслуживания Худфонда. – Э. Ш.) имеет право расторгнуть договор независимо от желания Художника-арендатора в случае невыполнения арендатором п. 6 (и др.). В этом случае УХО ЛОХФ в бесспорном порядке выселяет членов ЛОСХ из мастерской».
В данном случае речь шла об использовании мастерской не просто не по назначению, но под неофициальное (т. е. могущее квалифицироваться соответствующими органами как антисоветское) мероприятие. Окажись среди приглашенных осведомитель, дело запросто могло закончиться – тем более для Любови Добашиной, приобретшей к тому времени в ЛОСХе прочную репутацию «возмутителя спокойствия», – выселением из мастерской и исключением из союза. А это для художника, особенно для скульптора, значило не только лишиться пусть нечастых и скудно оплачиваемых заказов, но и элементарной возможности заниматься творчеством.
Итак, Люба дала согласие, поставив лишь условие приглашать проверенных людей и – учитывая тесноту мастерской – не более 20-25 человек.
Надо сказать, что вручение премии было далеко не единственным «несанкционированным» мероприятием, проводимым Любой Добашиной. Перечислю здесь некоторые.
В ноябре 1976 – январе 1977 года в мастерской проходила первая «домашняя» выставка Группы восьми («Лестница»), созданной за год до того по инициативе Добашиной. Группа, в которую вошли замечательные художники С. Белый, А. Громов, Л. Добашина, В. Долгополов, А. Заславский, Н. Кошельков, Л. Ланец и В. Мишин, имела полуофициальный статус: лишь трое из ее участников были членами союза. Напряженная борьба с ЛОСХом за проведение легальной бесцензурной выставки продолжалась 12 лет.
В декабре 1980 года в мастерской состоялась выставка живописца Альберта Розина (Россина), показавшего 20 картин.
Оставлю за пределами повествования несколько ярких выставок, инициированных Добашиной в ЛОСХе и воспринятых руководством как противоречащие принципам соцреализма.
Многие мероприятия, проводившиеся в мастерской, были связаны с деятельностью неофициальных литераторов и Клуба-81. Так, в 1981-1982 годах мастерская была постоянным местом (фактически помещением редакции), где С. Вовина (Востокова), В. Долинин, Ю. Колкер и Э. Шнейдерман работали над составлением антологии неофициальной ленинградской поэзии «Острова» (опубликована в самиздате в 1982 году). В сентябре 1982 года здесь состоялось заседание рабочей группы Клуба-81 (О. Бешенковская, К. Бутырин, Б. Иванов, Е. Игнатова, М. Хазин, Э. Шнейдерман). С января 1983 года мы с Савелием Низовским занимались составлением детских сборников клубных авторов; весной 1985 года работа была завершена и сборники сданы в издательство «Детская литература», но (как и ряд других инициатив Клуба-81) отклонены. В 1984-1985 годах мы с Сергеем Стратановским составляли здесь поэтический раздел сборника «Круг-2», также не допущенный к изданию.
Со второй половины 70-х годов в мастерской время от времени проходили поэтические чтения. Однако здесь помещалось не слишком много слушателей, и Люба решила устроить поэтический вечер в ЛОСХе. Идея заключалась в том, чтобы соединить, а точнее столкнуть членов СП с неофициальными поэтами. Мы переговорили с несколькими членами союза. Согласился читать А. Кушнер; трое или четверо других под разными предлогами отказались. Поэт М-ов спросил: «А кто разрешил выступление не членов союза? Надо показать стихи, которые они намерены читать, в Бюро пропаганды союза... К тому же художник-середняк в стихах не понимает...». От неофициалов в вечере участвовали Виктор Кривулин, Аркадий Драгомощенко и я.
Вечер состоялся 23 марта 1978 года в кинозале ЛОСХа. Вместительный зал был переполнен, присутствовало около 250 человек. «Художник-середняк» воспринял стихи с большим интересом – по требованию публики, поэтам пришлось читать по второму кругу.
Упомяну еще, что в мастерской Добашиной много лет хранилась большая часть огромного архива Е. Г. Эткинда. Незадолго до его вынужденной эмиграции в 1975 году я попытался пристроить архив на госхранение в ЛГАЛИ, но получил категорический отказ, и тогда Ефим Григорьевич привез бумаги в мастерскую. Только в 1990 году архив был принят Публичной библиотекой1.
Вернемся к премии Андрея Белого. Здесь важно отметить прелюбопытную деталь: мастерская находилась в непосредственной близости от двух ведущих организаций по борьбе с неофициальной культурой – напротив ЛО Союза писателей и в трех минутах ходьбы от Большого дома, что придавало событию особую остроту.
10 января 1982 года состоялось вручение премий за 1981 год. Лауреатами стали Саша Соколов (проза), Евгений Харитонов (проза, посмертно), Александр Миронов (поэзия) и Ефим Барбан (критика).
Премии за 1983 год были вручены в январе 1984 года Тамаре Корвин (проза), Ольге Седаковой (поэзия), Борису Иванову (критика).
Процедура вручения, как обычно в те годы, состояла из выступления номинаторов, речей лауреатов и распития ими «белого» из особой «лауреатской» бутылки; публика тоже пила что-то пила из разнокалиберных рюмок, закусывая, помнится, сушками.
Тогда же Люба Добашина задумала памятную медаль «Андрей Белый» и вскоре выполнила несколько экземпляров в терракоте. Медали, насколько мне известно, были вручены Б. Иванову, А. Миронову и Е. Барбану. Одну медаль Люба отдала для передачи Саше Соколову. В марте 1989 года Дмитрий Волчек рассказывал по радио «Свобода» о премии Андрея Белого, «которая вручалась в скульптурной мастерской Любови Добашиной, что находится возле Союза писателей и Большого дома», и о том, что медаль никак не удается передать по назначению: «На таможне ее возвращают, так как она считается художественной ценностью». Позже, как мне сообщили, медаль все же нашла лауреата.
Любовь Добашина предложила учредителям премии отлить медаль в бронзе. Но тогда денег на это не нашлось, а в дальнейшем ее предложение было забыто. А жаль, оригинальная медаль могла бы стать весомой составляющей престижной премии, существующей уже три десятилетия.
_________________________
1 Подробно об этом см.: Шнейдерман Э. История архива Е. Г. Эткинда // Эткинд Е. Здесь и там. СПб., 2004. С. 411–417.