Михаил Айзенберг

СЛОВА О СЕРГЕЕ СТРАТАНОВСКОМ
в день объявления лауреатов премии за 2010 год

 

Мне выпала честь назвать имя лауреата этого года в номинации «поэзия». Им заслуженно стал выдающийся петербургский поэт Сергей Стратановский.

Свои первые стихи Сергей Стратановский написал в конце шестидесятых годов, и это уже были вещи сложившегося, совершенно оригинального автора. Это крайне редкий случай и ясное свидетельство подлинности дара. Но в 70-х стихи Стратановского как бы переходят в новое состояние: набирают объем, обнаруживают совершенно неожиданные возможности. Вместе со стихами его соратников и друзей – Елены Шварц, Виктора Кривулина и Александра Миронова – они становятся едва ли не основным содержанием русской поэзии того времени в ее ленинградском изводе, самым чистым ее воздухом.

И в следующие десятилетия Стратановский с завидной последовательностью продолжал (и продолжает) отвоевывать стиховой ритм и стиховое звучание у самых разных областей: у мира культурных символов, исторических штудий, философских интуиций. В последний по времени период – у реальности, данной нам в новых («постперестроечных») ощущениях. То есть у мира вчерашних, а то и сегодняшних новостей. Собственно, стихи Стратановского и дают нам такую (изложенную словами) картину сознания, где эти реальности существуют не в обособленности друг от друга, не в разных, отделенных перегородками, культурных ячейках. В его вещах это единый мир, разные части которого осмысленно отражают и объясняют друг друга.

Есть предположение, что подлинное новаторство неотделимо от каких-то архаизирующих интенций, и это предположение подтверждают стихи Стратановского. Очень сложно в нескольких словах указать на небывалую особенность этих вещей. Мне кажется, что она, эта особенность, даже не в том, как это произносится, а в том, откуда это говорится: где находится источник звука. Где-то страшно глубоко: в том  времени, где вера и волшба, стихия и сознание еще не разделились и составляли единое смысловое целое.