Елизавета Мнацаканова

О ПРОСТРАНСТВАХ ВРЕМЕН

К присуждению Премии Андрея Белого

 

 

Иногда говорят, что искусство призвано улучшить человеческую породу. Иногда говорят, что уже значительно улучшило. Не смею спорить. Однако этот тезис о "высоком назначении искусства", или, как случается порою слышать и читать, о "задачах искусства", мне всегда казался сомнительным.

ЗАДАЧИ ИСКУССТВА? Я думаю, - и давно так думаю, - искусство имеет лишь одну-единственную задачу: быть искусством. И оставаться искусством. Задача эта настолько велика и необозрима, что не оставляет места для других.

"Думой века измерил,

А жизнь прожить не сумел" - жалуется Поэт.

Действительно, нелегко сооружать произведения (объекты) искусства.

... Но почему же должно быть легко? ...

Человек, обреченный искусству, не имеет свободного выбора. Искусство - вот его свободный выбор. И это - единственная возможность свободы и несвободы для такого человека. Искусство ОГРАНИЧИВАЕТ время его жизни, СРОК; но граница, поставленная искусством, эластична и подвижна, мобильность её такова, что поверхности и плоскости - ПРОСТРАНСТВА - сменяются молниеносно; стало быть, мы можем говорить здесь и о другом измерении времени также. О другом СРОКЕ? Да, вероятно, об этом также: о другом, о других СРОКАХ, о новых свойствах, о новом качестве их. Эти другие, новые СРОКИ могут сокращаться до мимолетностей краткого мгновения ("О, помедли!") или растягиваться на долгие минуты, часы, годы, столетия, - ВЕКА ИЗМЕРИЛ!... Столетия, века, ВЕКА, будут измеряться ДУМОЙ, мыслью то есть...

Мысль измеряет ВЕКА, ДУМА измеряет СТОЛЕТИЯ? Должны ли мы это понимать так, что единица для измерения времени у Поэта, измеряющего СТОЛЕТИЯ, - есть ДУМА, МЫСЛЬ, не что иное, как мысль, летающий фантом, облако, временами, ВРЕМЕНАМИ - да, временами туманная неясность, дым, ДУХ...Вздох. Каким временем измеряется ВЗДОХ? ДУХ? На какой поверхности помещается? В каком пространстве? (“В ПРОСТРАНСТВАХ ТАЯТСЯ ПРОСТРАНСТВА”).

Да, ВРЕМЕНА и ПРОСТРАНСТВА получают новое ПРОСТРАНСТВО, - новый смысл? новый ДУХ? и, стало быть, новые законы движения, новые возможности, новые измерения? ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ меняются местами, перемещаются в ПРОСТРАНСТВЕ. Так, значит, единица измерения времени в искусстве - МЫСЛЬ, ДУМА, подчиняется своим, особым законам и творит свои ОСОБЫЕ законы, ДРУГИЕ,и не зависит от законов вращения планеты, на которой всё это происходит? НА КОТОРОЙ ВСЕ ЭТО ПРОИСХОДИТ? Но если всё происходит так, как здесь написано, то не должны ли мы говорить о новой, другой Теории относительности? О других ДРУГИХ календарных сроках, о другом календаре - и, и, и, - не о другой ли ПЛАНЕТЕ?

Увы! И это расстояние преодолено, и эта новая ПОВЕРХНОСТЬ - ПРОСТРАНСТВО – становится обитаемой. ДРУГАЯ планета? Увы! Приходится думать и о такой возможности, вернее, невозможности. НЕВОЗМОЖНОСТЬ? - да, пожалуй НЕВОЗМОЖНОСТЬ - для искусства более или наиболее приемлемое, привычное, приличное - приличествующее - слово. Наиболее точное из всех неточных. Не таится ли в этом слове и точный адрес? Точный адрес планеты, на которой измерительная (Измеряющая) величина - мысль, "летающая", по определению одного ЛЕТАЮщего, летавшего Поэта.

Но если всё так, как здесь написано, то, стало быть, понадобится здесь и другая математика, например, другая геометрия. На каком ПРОСТРАНСТВЕ помещается мысль? Каким представим себе МЕСТО ЖИЗНИ для этого феномена?(фантома)? ПРОСТРАНСТВО МЫСЛИ? Длинное, как дорога от Петербурга до Вены? или до Северного Полюса? Длинное, как "протянутый ремень"? как протянутая мысль?

Дорога, протянутая по одной линии, длинной как мысль? узкой ......? тесной? долгой? безграничной? нет, границу все-таки поставим.

Прямая линия: расстояние между двумя точками. РАС-стояние? Возможно ли, - на этой планете - возможно ли СТОЯТЬ, передвигаться, падать, лежать - например, в могиле? возможность РАВНОВЕСИЯ? РАВНОвесие? Вес? Тяжесть? Тяготение?

Законы неизвестной физики управляют жизнью неизвестной планеты.

Если допустить, что она обитаема, что существует для тела возможность стоять, лежать; - если допустить даже, что существует здесь лишь возможность ЛЕТАТЬ, - то придется неминуемо допустить, что действует здесь и сила магнетизма, что где-то в глубине, в таинственной темноте, в невидимой магме, существует, скрывается и невидимый магнит.

Неписаные, - а, вернее, НАписанные законы - управляют новой, другой, планетой. Законы, диктуемые невидимым магом, Магом, мигом, Мимом, магнитом, - магнитом, принявшим невидимый облик: ЛИК. Лик замаскирован, задрапирован, завешен, занавешен покрывалом, расписанным невиданными, непонятными знаками; знаки эти - огненные письмена. Невидимый Маг посылает свои сигналы при помощи знаков, известных лишь ему одному. Но знаки эти обладают таинственной, МАГИЧЕСКОЙ силой; складываясь в некие фигуры и образуя при этом прямую линию, они проникают сквозь толщи и наслоения времен, столетий, ВЕКОВ - и ПРОСТРАНСТВ.

В ПРОСТРАНСТВАХ ТАЯТСЯ ПРОСТРАНСТВА

В ПРОСТРАНСТВАХ таятся ПРОСТРАНСТВА СЛОВ.

Ты в слове Слова - богослов.

О, осиянная Осанна Матфея, Марка, Иоанна –

Язык! Запрядай: тайной слов!

ТАЙНА СЛОВА

МАГИЯ СЛОВ

... И снова зов

знакомых слов:

Язык, запрядай тайным сном!

Как жизнь, восстань и радуй: в смерти!

МАГИЯ СЛОВ: ОНА УПРАВЛЯЕТ МИРОМ НЕВИДИМОЙ ПЛАНЕТЫ, оттуда приходят к людям ритмы и созвучия, тайные послания, чей смутный смысл порою остаётся неразгаданным...

Несчастливец, который краткий срок, отпущенный ему на разгадывание МАГИИ тайных знаков, растратил на игры с Недостойными, на бесцельные скитания по замкнутому кругу, -

Несчастливец, который не угадал тайных посланий, который не пожелал потрудиться

над МАГИЕЙ неразрешимых задач, -

отмечен дарами Позолоченного Блаженства.

Несчастливец, который краткий срок, отпущенный на разгадывание МАГИИ тайных знаков,

Несчастливец, который краткий срок, отпущенный на решение НЕРАЗРЕШИМОЙ ЗАДАЧИ,

Несчастливец, который краткий срок, отпущенный ему МАГИЕЙ СЛОВА на разгадывание МАГИИ СЛОВ и на решение НЕРАЗРЕШИМОЙ ЗАДАЧИ

провёл в единоборстве с Белой Метелью

и в скитаниях по дорогам Лазури, -

отмечен знаком

Нескончаемой Жизни.

... ... ...

Загадка его не разгадана и не может быть разгадана.

Тайна искусства хранится глубоко и сохраняется руками искусства.

... ... ... ... ... ..... ..... ..... ... ... ... ... ... ... ... ...

 


 

ИСКУССТВО НЕСКОНЧАЕМО БЕСКОНЕЧНО БЕСПРЕДЕЛЬНО НЕРУШИМО НЕПОЗНАВАЕМО

Загадка его не разгадана, не может и не должна быть разгадана.
Задача его неразрешима.

Тайна Искусства хранится глубоко и сохраняется рукою Искусства.

 


 

......................................................................

Задача искусства - быть и оставаться Искусством - невыполнима.

Множество рук бралось за выполнение и Исполнение этой Задачи. Так постепенно воздвигалось ВЫСОКОЕ и необозримое Здание, вершина которого теряется в Туманностях и в Золоте Лазури. Можно говорить (и говорится) также о бесконечной нескончаемой нити, которую прядут неутомимые руки; нити, которой нет; которая уходит от людей и теряется в Просторах Пространства и в темноте Невидимых Рядов; которая - кровь, ясная кровь, - и проходит по небу ясными струйками, бесконечным рядом НЕ повторяющихся рядов, застылых в своей повторяемости. Это я цитирую - неточно - слова Математика, знавшего цену Сходимости Несходимого Ряда и Бесконечной Повторяемости Неповторимого.

Мне, к сожалению, нечего прибавить к этим словам.

Я прощаюсь со словами благодарности.

Е.М.Н.

В декабре 2004, ВЕНА