Борис КУДРЯКОВ

ЭВЕРЕСТ

 

Мелодрама в пяти картинах

 

                                                            Кто обнимать умел, сумеет задушить.

 

                                                            Как пламенно блестят её глаза, грозя!
                                                            Вы хорошеете, устраивая сцену...

                                                                                                                      А. де Мюссе

 

                                                            ...мой долг на земле, возможно, заключается
                                                            в том, чтобы хлопать в ладоши...

                                                                                                                      С. Беккет

 

  

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:

 

В р а ч                                     засл. арт. Сидоров А. Ф.

П у т н и к                                засл. арт. Николаев М. Ф.

С а н и т а р к а                      арт. Фёдоров Х. Ф.

А р к а д и й                            арт. Спиридонов Ф. Ф.

Н а д я                                     арт. Сидоров Ц. Ф.

В е д у щ и й                            арт. Иванов И. Ф.

Г и м н а с т                             арт. Иванова Ы. Ф.

С п о р т с м е н ы                   арт. Козлов Ч. Ф.

                                                 арт. Козлов Н. Ф.  и т. д.

 

 

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ:

 

Непременным условием постановки является виртуозная работа осветителей, механиков, рабочих сцены. Пьеса длится не более двадцати минут. Цена на билеты должна быть чрезвычайно высокой. Профессионализм актёров, режиссёра и зрителей не обязателен. Диалоги и монологи во всех картинах (кроме третьей) крайне невыразительны. Ставить мелодраму разрешается не чаще двух раз в сезон.

 

 

Картина первая

 

На большой сцене стоит аквариум из толстого стекла. Его размер 180 х 150 х 140 метров. Он заставлен больничными койками в 10 ярусов. Больных разместить до начала спектакля. В свете авиапрожектора в зубных креслах сидят Аркадий и Надя. Позади, оживлённо разговаривая, стоят врач и путник с гуслями.

 

В р а ч. Что ни говори, а лес без дичи – не лес...

П у т н и к. В Китае кашалотов бьют утюгами на капроновом шнуре...

В р а ч. ...так же как и без зубов нет тишины.

П у т н и к. Бывало, вернёшься с Монблана, самовар за пояс – и на тягу вальдшнепов.

В р а ч (погружая сверло в рот девушки). Уморилась, уморилась, уморилась я.

П у т н и к. Поймаешь парочку рукодрогов, тяпкой по голове и давай казачка плясать!

 

На сцену выбегают, взявшись за руки, спортсмены в красных юбках и чёрных рубашках. Впереди бежит санитарка.

 

С а н и т а р к а (на бегу). Я уведу вас в дремучие леса, на зелёные нивы, в медовые терема, но сначала потанцуем в аквариуме.

 

Спортсмены танцуют на манер кан-кана, высоко подбрасывая ноги. Врач и путник неохотно рассматривают их в детские бинокли. Свет медленно гаснет. Аквариум погружается в темноту. Через минуту забрезжит рассвет. Над аквариумом поднимается солнце в виде фанерного круга. Через усилители разносится шум прибоя, который не доходит до зрителей.

 

С а н и т а р к а. Напрасно мы взяли его.

С п о р т с м е н ы (хором). Напрасно мы взяли не его.

С а н и т а р к а. Сейчас мы покушаем последний раз, доктор даст нам предписание, и разбежимся по теремам.

 

Спортсмены удаляются, щёлкая языками. Сверло по-прежнему работает, изо рта девушки вырываются языки пламени, дым.

 

В р а ч. Вспоминаю деревню... (Поднимает с пола огнетушитель.) Пташки, мордашки, облачка-летунчики, пастушок гонит овечек... (Пытается погасить пламя во рту пациентки.)

П у т н и к. Отпуск проведу в горах, затем к... матери на блины.

В р а ч. Свят, свят, но кто же? Видит бог, ослепну. (Выталкивает девушку из кресла.)

 

На сцене чётко видны: вид, сцена. Путник поднимает гусли, подходит к лесам больничных коек. Слышатся крики тяжелобольных: «Дождались!» Путник трогает струны и торжественно поднимает руки. С театрального чердака на койки рушатся водопады. С нижнего яруса на матрацах всплывают больные. Аквариум заполняется на три четверти, сверху опускается крышка. Через боковое отверстие вода заполняет весь аквариум. Зрителям видно, как после тщетных попыток поднять крышку, кто, захлебнувшись, опускается на сцену, а кто прилипает  к крышке улиткой рта. Медленно через зал к аквариуму приближаются спортсмены во главе с санитаркой. Приставив лестницы, они забираются на крышу аквариума, разбивают один угол и, быстро вычерпывая воду, выплёскивают её в зал.

 

 

Картина вторая

 

Полдень. На сцене стоит отремонтированный пустой аквариум. Через дверь спортсмены вносят и расставляют в 20 ярусов 2420 больничных коек. Спортивный марш сотрясает зрительный зал, под его звуки на койки раскладывают тяжелобольных. Врач разговаривает с санитаркой. Входит путник с гуслями.

 

П у т н и к. Снова все заняты...

В р а ч. Напрасно я стал врачом...

П у т н и к. ...и койки, и люди.

В р а ч. ...и что им надо от меня?

П у т н и к. Вы не пытались лечить приказом?

В р а ч. И приказом, и сказкой, и шприцем, и лаской.

П у т н и к. В Сахаре больного заставляют любить цветы. Он нюхает их и выздоравливает. Есть другой африканский способ с четырьмя эфиопами...

В р а ч. Для этого необходимо могучее здоровье больного, а для первого способа в театре нет возможности.

П у т н и к. Недавно встретил на Монблане приятеля, здесь, у вас, говорят, наводнение случилось. Он был без ног, без рук, без себя. Хочу о нём былину сложить. Приятель рассказал о ваших методах. Потрясён!

В р а ч. Пойдёмте, покажу новинки. (Проводит взволнованного путника к левому флангу коек.) Из прошлого известно – жизнь бесконечна. К нам привозят тех, кто скоро сам в этом убедится. Мы планируем последние дни этих счастливчиков истинно новаторски. Изучаем медицину, философию, пробуем силы и в искусстве: кстати, вчера была одноразовая премьера «Ромео и Джульетта». Влюблённого играл Аркадий, больной из северо-восточного сектора, у него миксидема и интоксикоз брызжейки. Джульетту – Наденька, паралич ног и спинная сухотка.

П у т н и к. Волшебник!

В р а ч. На первый взгляд... (Пауза.) ...может показаться, что игра в таком состоянии немыслима. Но они играли, так сказать, в уме. Ни слова, ни звука.

П у т н и к (громко и невыразительно). Сколько надо выстрадать, чтобы вернуться в больницу.

В р а ч. Мы проводим конкурс на звание идеального Дряхлеца, по стобалльной системе. Мы изучаем...

П у т н и к. Мы – это кто?

В р а ч (не замечая вопроса). ...личное дело и учётную карточку, которая ведётся с момента зачатия. Особое внимание обращаем на параграфы: семейственность и оптимизм. Сегодня победил больной из северного сектор. Митральный порок сердца, торпидный уретрит. Перед пенсией сорвался в котёл с тестом, еле выловили. Мучается, в лёгких – сдоба с изюмом.

П у т н и к. В чём суть соревнования?

В р а ч. Выигрывает тот, кто больше всех прокричит: Как я счастлив!

П у т н и к. А какой приз?

В р а ч. Каждый хочет быть вынесенным, им не хватает сил на самостоятельный Вынос. Лентяи. Вынос надо заслужить в любом случае, даже если нет сил: из Аквариума вообще не выносят, и чтобы продолжить Путь, необходимо закончить Восхождение. (Пауза.) Что-то я потерял мысль. Впрочем, вы уже поднимались на Монблан, всё это знаете. К нам прибывают тела в основном из больниц и домов престарелых. Прежде мы практиковали щадящую пищу и уход. Но так могло продолжаться до бесконечности. Войти в экстремальное состояние с верой в необходимость Всеобщего и выйти в дальнейший Путь... (Пауза.) Снова сбился. (Пауза.) ...в дальнейший Путь за последней формулой ужаса – вот вторая задача... (Тихо в сторону.) А где же первая? (Достаёт блокнот, листает. Уверенно заканчивает.) ...и она выполнима в условиях тотальной заброшенности. А сколько вы находились в этом состоянии?

П у т н и к. 26 781 день и у вас один.

В р а ч. Сейчас вы станете свидетелем эпохального эксперимента. Эй! Притащите сюда номер 259БС из юго-западного сектора.

 

Спортсмены удаляются.

 

П у т н и к (в сторону). Посмотрим на успехи нашего кумира!

В р а ч (обращаясь к санитарке). Ты не забыла инструкцию? Начнём со второго параграфа. (Путнику.) Зачту выдержки из дела: 32 года, гимнаст, склонность к возвышенным размышлениям, перелом позвоночника. Все функции, кроме речевой, утрачены. Не поднимается с койки лишь 27 месяцев. Ценный экземпляр! Вот и он.

 

На сцену выносят на носилках гимнаста, покрытого простынёй. Врач и путник осторожно спускаются в оркестровую яму.

 

С а н и т а р к а (встав на колени перед гимнастом). 1, 2, 3, 5, 7, 9.

Г и м н а с т (с радостью). 103, 19.

С а н и т а р к а. 7, 300, 46.

Г и м н а с т. 1050, 27, 27.

В р а ч (громко, путнику). Редкие способности!

С а н и т а р к а. З, И, Ч, Т, Ф.

Г и м н а с т. С, З, С, З, С, З, С, З!

В р а ч (санитарке). Третий параграф!

С а н и т а р к а. Когда взойдёт солнце...

Г и м н а с т. ...я прибегу к маме с цветами.

С а н и т а р к а. Ты принесёшь ей огромные букеты...

Г и м н а с т. ...нивянки, мятлика, паслеи...

С а н и т а р к а. ...икотника, золотой розги...

Г и м н а с т. ...лисохвоста, купены, зябры, подмаренника. Затем спрошу: Мать, как тебя отблагодарить за себя?

С а н и т а р к а. Она ответит: не люблю попрошаек...

Г и м н а с т. ...и заболеет.

С а н и т а р к а. Но...

Г и м н а с т. ...болезнь...

С а н и т а р к а. ...будет...

Г и м н а с т. ...недолгой.

 

Пауза.

 

С а н и т а р к а. Мать говорила тебе: Пустяки, не стоит благодарить за...

Г и м н а с т. Мать говорила тебе: Когда твой позвоночник переломали в утробе крючком Брауна, так как ты лежал поперёк таза, выкачали мозг, выковыряли, наконец, по кускам и кинули в другой таз. Она зарычала от обиды – ей некому было отомстить...

С а н и т а р к а. ...и дорычала: Ещё не поздно. Накормила мужа поганками, завалила и выдавила в себя сливы. Вскоре свершила второй акт дефекации.

Г и м н а с т. Но и на этот раз вышло не всё гладко. Бездыханную и синюю, врачи швырнули тебя на подоконник. Они были правы – ты была слишком изящна.

С а н и т а р к а. Шутки в сторону, ты родился принцем. Увидав тебя, мать закричала, вскочила, вернее, рухнула со стола в грязно-кровавом одеянии, подползла к тебе, стала массировать и растирать.

Г и м н а с т. Ты сказала: Вывези меня из театра. Но она по-свинячьи завизжала, завертелась в потолка и с неистовым криком радости вылетела в окно.

 

Пауза.

 

С а н и т а р к а. Но когда мы все переболеем, и ты, и я, и они, и другие станем выращивать новых кормильцев, чтобы не ушли от нас любимейшие боги: Фавус, Афтоз, Парапсориаз, Лепра, Бластомикоз, Трихофития, Эпителиома...

Г и м н а с т. Эти боги обновят других, меня, тебя чёрным языком, снова посмеются и скажут: Пора в дорогу, не скучайте и не воображайте, что женская грудь – студень с каучуковым прыщём, а нога любимой – лакированный валенок с костяной шпилькой внутри. Идите к другим пастбищам.

С а н и т а р к а. Повелители образов – глаза – откажутся высматривать в толстой, сине-красной, высокой, всеразделяющей, спокойной стене очередные пастбища, но подойдёт путник и мелом нарисует то, что пожелает каждый из стоящих у толстой сине-красной стены.

 

На сцену возвращаются врач и путник. Санитарка улетает, повиснув на верёвочной петле.

 

П у т н и к. С тех пор, как вы, мой второй отец, отпустили меня на Монблан, я часто вспоминал последний день на этой сцене, день ответственный и решающий.

В р а ч (с гордостью). Я рад за тебя. С тех пор наш Аквариум углублён и расширен. Теперь я волен отправлять не на Монблан, а на Эверест! Скоро мы станем свидетелями покорения этой вершины. Я выписал снаряжение.

 

На сцену возвращается санитарка.

 

С а н и т а р к а (врачу). Номер 37ХС поёт тоскливую песню, что с ним делать?

В р а ч. Приклейте на глаза диапозитивы с зоопарком.

С а н и т а р к а. Приклеивали – и с футболом, и с нудистскими этюдами, а он воет и воет.

В р а ч. Принесите учётную карточку. (Приносят.) Возраст 56 лет, буфетчица, саркома и близорукость. Два нарушения режима. Входит в нелегальную группу «Антиэверест». (Спортсменам.) Немедленно выписать.

С а н и т а р к а. Поздно.

В р а ч (гневно). Снесите в партер, засыпьте известью.

 

Спортсмены выносят тело, засыпают его. Доносятся стоны и шипенье.

 

С а н и т а р к а. В юго-восточном секторе саботаж, не хотят лечиться, разорвали святыню – сборник «Весёлая песня». Говорят, что над ними издеваются.

К р и к и (из юго-восточного сектора). Пощадите! Отпустите!

 

Врач накидывает чёрно-красный халат, берёт младенца, заводит его ключом и, подняв над головой, направляется в глубину сцены.

 

М л а д е н е ц (механическим голосом). Идёт замена, идёт замена.

 

 

Картина третья

 

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ:

Третью картину рекомендуется ставить в провинциальных театрах. Двери зрительного зала закрываются с началом действия на амбарные замки. Кресла желательно обить чёрным бархатом с серебряной каймой. В антракте продаются освежающие напитки и звучит марш «Общая психопатология». Лиц, владеющих иностранными языками, в зал не допускать. По требованию санэпидемнадзора и общественности время прогона третьей картины можно увеличить, но не более, чем на пять минут.

 

 

На сцену выходит ведущий. Останавливается, удивлённо вглядывается в переполненный зал.

 

В е д у щ и й (в сторону). Что я вижу? По какому поводу собрались здесь? Артисты больны, у нас карантин. (Обращаясь в зал.) Даю вам минуту, чтобы очистить зал. (Оживлённо.) Быстрее, быстрее! Эй, кто там заснул? Ваши шмотки уже на улице. (Сложив ладони лодочкой.) И не вздумайте распускать сплетни, что пьеса гадкая. (Зрители спешно покидают зал.) Последних четырёх прошу остаться. (Двери закрываются.) Усаживайтесь, сейчас принесут отруби, а я подниму занавес.

 

Ведущий долго поднимает занавес. Берег чудесного озера, золотой песок, синева воды. Справа, у горизонта, очертания города. Все декорации и освещение выполнены в радостных ярких красках. На сцене появляется юноша в костюме юнги. Он чем-то опечален, он в раздумье. В его руках письмо.

 

В е д у щ и й (из-за кулисы). Золотое солнце поднялось над утренним городом. Деловито загудел завод, зазвенел трамвай. Засмеялись в последнем сне дети. Лебеди проснулись в городском парке.

А р к а д и й (читает письмо). Дорогая Наденька! Юность пройдёт – счастье уйдёт, скоро узнаешь и это. Ты случайно встретилась мне, но наши симпатии взаимны. Ты ещё не знаешь, кто я. Нам необходимо выяснить всё. Я хочу встречаться с тобой потому же, почему и ты встречаешься с другим. Здесь нет упрёка. В тебе я вижу всё наивысшее, всё самое чистое, что есть на свете. (Замолкает.) Да, я имею много друзей, но это меня не устраивает. Поздравляю тебя с днём шестнадцатилетия...

В е д у щ и й (громко, из-за кулис). Куда вы дели светофор?

А р к а д и й (нервно). ...хочу пожелать тебя вечной улыбки...

В е д у щ и й (высовывая голову из-за кулис). Огни большой весны!

 

Весёлое оживление в зале. Зрители проносят чай и вареники.

 

В е д у щ и й (глядя на зрителей). Было прекрасное лето, зеленела листва, небо ласково улыбалось. Прошла неделя.

А р к а д и й (вынимает второе письмо). Я не мог иначе. Теперь не хочу скрывать. Ты ещё в школе протягивала нежную руку дружбы. Но я уклонился. А сейчас, о, как я счастлив стоять у твоих дверей! Зажги скорее огонь дружбы. Пускай моё письмо вызовет у тебя полную улыбку.

 

Хохот в зале, крики: бис! браво!

 

В е д у щ и й (раздевается, прыгает в озеро, плавает). Он и она сидят в кафе. Кругом царит веселье. В вихре танца кружатся молодые пары. Искрится пенистое шампанское.

 

Вбегает Надя в матросском костюмчике, с двумя стульями.

 

Н а д я (усаживается). Что я скажу дома?

В е д у щ и й (из озера). Надкусила конфетку, лизнула торт, коснулась дольки, рассмеялась.

Н а д я. Какой ты милый, я и думать не могла. Прелесть! А у тебя красивые уши.

А р к а д и й (подсев к Наде). Прости за смелость... Я ищу место в жизни. Ведь человек должен идти за возвышенным?

В е д у щ и й (из воды). Запугать хотите? Не запугаете!

А р к а д и й. Мне семнадцать, самая сила, самая молодость!

Н а д я. Не переживай, я помогу тебе.

 

Начинает помогать.

 

В е д у щ и й (с того берега озера). Лучи ночной луны провожали юношу и девушку на летние каникулы. Медовый месяц они провели в деревне.

 

Надя и Аркадий озорно пляшут.

 

В е д у щ и й (переплыв озеро и выжимаясь). Собирали полевые цветы, купались, сушили целебные травы, хохотали на поляне, спасли хромого журавля, сидели у костра с юной песней.

Н а д я   и   А р к а д и й (не прерывая пляски, поют). Голос дружбы нам подскажет о любви, о поре прекрасных грёз, но без слёз. Май, мой май, встречай, иду к тебе, спешу! Юность, счастье, май!

В е д у щ и й (удаляясь за кулисы с полотенцем на плече). Всем стало ясно – Аркадия и Надю окрылила сама любовь.

 

Ведущий возвращается на сцену со столиком и корзиной. Усаживается на песок, приступает к еде.

 

В е д у щ и й (приступив к еде, сквозь зубы). Надя и Аркадий тайком поженились.

Н а д я   и   А р к а д и й (тайно поженившись и вернувшись в деревню пить парное молоко). Ночью мы слушали вой метели. (Слушают.) Тикали часы с гирей, сверчки выводили рулады. (Взявшись за руки, выводят рулады.) Нас никто не тревожил.

Н а д я (поёт). Сперва я в домике жила, и был он очень хрупким.

А р к а д и й (подпевает). Казалось мне, что домик наш был сделан из скорлупки.

Н а д я   и   А р к а д и й (раскачиваясь на пальцах). Деревенские ребята подарили нам жеребёнка с тёплым носом, мы назвали его, в честь нашей любви, Амуром. Амур спал под кроватью, тихо похрапывал. (Тихо похрапывают.) Все дни катались по искристому снегу. (Катаются.) Все ночи мечтали о счастье. (Мечтают.)

В е д у щ и й (допивая молоко). Весной им подарили велосипед, и они уехали к морю. Загорали, купались, катались на осликах, пили воду из хрустального ручья.

 

Надя и Аркадий дублируют слова ведущего пантомимой.

 

В е д у щ и й. К осени им подарили моноплан. Три года они летали по свету. Вернулись домой на самоходной барже. (Молодожёны тянут за собой баржу.) В барже лежали подарки: шкуры, бочки с вином, с рыбьим жиром, с дровами, нефтью и рудой. И зажили они спокойно в трёхэтажном домике на берегу озера.

 

Появляются домик и сад. Общий смех в зале.

 

В е д у щ и й. Утром они обмывались в свежем родничке. До обеда трудились в саду, после обеда любовались.

Н а д я. Мой пушистый котёночек, ты не утомился?

А р к а д и й. Что ты, моя гладкая лань, труд приносит мне радость!

Н а д я. О чём ты думаешь, сокол ясный?

А р к а д и й. О тебе, солнце солнц, царевна-лебёдушка...

Н а д я. А я о тебе, мой принц прекрасный!

А р к а д и й. Твои глаза ярче звёзд, стан гибче лозы, брови как две молодые луны, губы как прекрасная роза.

Н а д я. Они – твои, рыцарь-богатырь, отважный демон с добрым сердцем, мой нежный Геркулес...

А р к а д и й. Твоё сердце – алмазное, чистое как горный ручей, как голос соловья, как слёзы сказочной феи... Я ношу его в медальоне!

 

На сцену, цокая подковами, на четвереньках вносится ведущий. На его спине в седле сидит врач. Он крутит футбольную трещотку.

 

В р а ч. Неслыханно, невиданно! Это что за самовольные отлучки из школы? Немедленно возвращайтесь! (Врач трогает ведущего шпорой.) Нарушители режима не получат хлорки!

 

 

Картина четвёртая

 

На сцене прежний аквариум. На койках лежат многочисленные больные. Врач, повернувшись спиной к залу, медленно обращается к больным.

 

В р а ч. Когда я закончил Высшие курсы, вместе с дипломом и медалью мне присвоили почётное звание. В те далёкие годы я начинал дело с крохотного холмика... И вот... завтра – Эверест.

Г о л о с (из юго-восточного сектора). Вижу вершину! Но почему я лежу под её основанием? И кто там, наверху?

В р а ч (оживлённо). Ещё один выздоровел!

Г о л о с (из юго-западного сектора). Вижу две, пять, десять, вершин, но вершинами чего они являются?

В р а ч. Ещё один созрел!

Г о л о с (из северо-западного сектора). Нас обманули, мы здесь заложники!

В р а ч (зрителям). Это наш человек провоцирует предателей.

 

Спортсмены вносят мешки.

 

С а н и т а р к а (врачу). С какого сектора начнём?

В р а ч. Сейчас посмотрим график. (Листает книгу.) С западного... Нет, там двое сомневающихся. Начнём с северного.

 

Спортсмены с мешками и лестницей переходят в левую часть сцены. Вскрыв мешки, обсыпают койки хлорной известью.

 

Б о л ь н ы е (приподнимаясь с коек и сжимая в руках фанерное солнце, хором). Мы поднимаемся. Белый туман закрывает глаза. До встречи, дорогой учитель, мы оправдаем твоё доверие. Новая родина, встречай нас, мы в походных костюмах.

 

Занавес на несколько секунд опускается.

 

В р а ч (взобравшись в северный сектор, засыпанный хлоркой). Эй, негодяи из западного сектора! Если будете сопротивляться, я не пущу вас на вершину. Номер 1179, ты был отличником, отвечай. Неужели ты напрасно выкопал трёхсотшестидесятикилометровую траншею до больницы?

Н о м е р   1 1 7 9. Нет, любимый учитель! Но члены «Антиэвереста» запугали меня. Они грозятся продлить жизнь ещё на год, если я откажусь от восхождения.

В р а ч. Не беспокойся, это проверка. Номер 163ВК, разве ты зря перегнал через лабиринты своего живота 70 тонн кормов? А ну-ка, вспомни лекции по счастьеведению.

Н о м е р   1 6 3 В К. Счастье есть переживание полноты бытия, связанное с самоосуществлением. Установка на отказ от счастья есть предательство личности, заглушение в себе животворных истоков. Поскольку счастье зависит от внешнего по отношению к субъекту бытия...

В р а ч. То есть от меня!

Н о м е р   1 6 3 В К. ...оно может оказаться недостижимым.

В р а ч (взяв футбольную трещотку). Внимание! (Крутит трещотку.) Выпускники западного сектора, немедленно выдайте саботажников! (Обращаясь к санитарке.) Отправляйся в Ведомство снабжения, выпиши порошка в пять раз больше, чем для Монблана.

 

Санитарка и спортсмены удаляются. За ними тащится постаревший путник с гуслями и насосом. Врач открывает саквояж, вынимает и накачивает резиновую лодку.

 

В р а ч. Меня раздражают сомнения питомцев. Именно на Эвересте их ожидает заработанное воздаяние. Я допустил к восхождению лишь тех, кто выдержал экзамен на агонию. Ещё не время говорить, каким будет воздаяние. (Достаёт бинокль, наводит на гору хлорной извести.) Но оно непременно будет.

Г о л о с. Позвольте взглянуть.

В р а ч. Завтра, мой друг, завтра. (Прячет бинокль.)

 

Врач садится в лодку, берётся за вёсла. Вспыхивают прожектора. В аквариум рушатся сотни водопадов, лодка медленно поднимается.

 

В р а ч (перекрикивая грохот водопадов). Да, мой путь труден... С самого рождения мучает сомнение – дойдёшь ли до вершины? И почему Эверест? Но когда видишь толпы жаждущих восхождения, говоришь себе: Их так много, они не могли ошибиться!

 

 

Картина пятая

 

Ночь. Море. На протяжении 80–100 километров вдоль берега (зрителей разместить на пароходах), а в глубину материка на 30 километров стоят больничные койки, нагромождённые друг на друга многоэтажными ярусами. Пароходов со зрителями должно быть не менее пятисот. От берега к пароходам стремительно несётся катер, на нём – врач и ведущий. Всю ночь напролёт они отбирают среди зрителей самых сильных, крепких и выносливых. Тех, кто достоин восхождения.

 

ЗАНАВЕС

 

<1975>