Сергей Кудрявцев

РЕЧЬ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ПРЕМИИ

 

Уважаемые коллеги!

Дорогие друзья!

 

За две недели до сегодняшней церемонии я в волнении начал готовить текст выступления, сразу решив посвятить его какой-то одной важной теме, не рассыпаясь в комплиментах и не концентрируясь на своих собственных сомнительных достижениях. Может быть, слово «сомнительных» покажется вам следствием излишней скромности или неуместным кокетством. Может быть. Я и сам понимаю, что если премию мне присудили, то я того, очевидно, заслуживаю.

Первое, что пришло в голову, это пожаловаться присутствующим на то, как труден и неоднозначен путь издателя, в особенности, если литераторы считают его завзятым дельцом, ученые – неизвестно откуда взявшимся энтузиастом, а коммерсанты – литератором и вообще неясной личностью. Но вскоре понял: чего сетовать и причитать, когда премия как раз и определила мое место где-то на границах науки, литературы и бизнеса. Конечно же, это «литературный проект»!

Потом я решил сказать вообще о премиях и о том, как к ним отношусь. Хотел гордо заявить о своем равнодушии к таким формам социального признания, как награды и премии, ордена, звания, звездочки и тому подобное. Имея в виду, что отметины эти вряд ли могут позитивно повлиять на то, что является не работой, не профессией и даже не хобби, а частью твоей жизни. Но опять понял, что выступления из этого не получится, потому что премия Андрея Белого – не совсем тот случай. Это вообще не знак отличия, а необходимое столь многим дружеское участие и поддержка. Конечно же, именно такой символический смысл был 30 с лишним лет назад придан незаменимой троице – бутылке, закуске и деньгам на опохмел!

Следом у меня возникло естественное желание обратиться к темам, с которыми обычно связывают гилейскую деятельность: беспредметность, дада, нонконформизм, антиавторитарные практики. Произнося эти слова, я тут же думаю, что они уже не выражают сути моих замыслов. Они давно стали всего лишь ярлыками, своеобразными бирками, висящими на товаре – магазинном, выставочном, культурно-научном. Я же считаю многое из того, что обычно называют «авангардом», – действительным авангардом поиска, лазутчиком на неизвестной территории, отрядом разведки, не выполнившим еще своего задания. Не об авангардизме как стиле здесь идет речь, разумеется. Я считаю позиции Кручёных, Поплавского, Введенского, Йоханнеса Баадера, Владимира Казакова или Александра Бренера не только честными и передовыми позициями в творчестве и в отношении к жизни. За их поисками стоит дееспособная и новаторская философия, истерзанная, конечно, людским непониманием. Но философия, противостоящая, может быть, самым вызывающим образом тому, что творилось и творится в искусстве и в обществе. Властолюбию, коммерции, саморекламе, эстетизму и, безусловно, самой логике противостояния, ввергающей разведчика в риск потерять свой путь.

И тут же возникает тема компромисса – художников и поэтов и моих собственных компромиссов тоже. И опасности перерождения, причиной которому является обыкновенный страх смерти в нищете или жизни в пустоте. На эту тему можно порассуждать еще, но не здесь, не в благодарственной речи.

Затем у меня возникла идея посвятить речь всем помощникам и участникам издательского проекта, ну, хотя бы их перечислить, поблагодарив каждого поименно – и составителей, и художников, и комментаторов, и переводчиков, и редакторов, и корректоров. Но понял, что и это не удастся, потому что мне помогали очень многие, а длинный сухой список я читать не хочу, да и вам будет скучно.

Когда я окончил школу, при получении аттестата зрелости мне вручили грамоту. Это была благодарность за выигранные в составе школьной команды соревнования по перетягиванию каната. По сути говоря, моя первая и последняя до сегодняшнего момента премия. Тогда было очень смешно. И сейчас смешно. Я бы эту тему мог развить в разных направлениях. Поговорить, например, о том, что все мы занимаемся перетягиванием каната, что было бы явной глупостью. Или что мы не занимаемся перетягиванием каната, что было бы откровенным враньем. Из этого дальше ничего не получится. 

Потому что не надо строить примитивные ассоциативные цепочки и создавать скороспелые обобщения. А может быть, ассоциации и обобщения вообще не везде уместны. И смыслы не всегда нужны там, где не наука, не бизнес, не повседневная жизнь.

Я действительно старался поддерживать философию искусства, не совпадающую с общим стремлением делать консервы из литературных открытий, а создающую мощное противоядие для любых попыток отравиться гранулами устойчивых смыслов. Хотя сам сотворил с несколько десятков таких консервных банок.

Но поверьте, в моих словах нет никакого разочарования или подведения итогов, и сам факт моего выдвижения на премию Андрея Белого, а тем более ее присуждение являются для меня огромной поддержкой во всех делах.

Спасибо.