Андрей Крусанов

РЕЧЬ О СЕРГЕЕ КУДРЯВЦЕВЕ

 

Уважаемые дамы и господа!

 

Мне выпала честь представить Вам Сергея Владимировича Кудрявцева – лауреата премии Андрея Белого за издательскую деятельность, которая началась в 1989 году и успешно продолжается по сие время.

За этот более чем двадцатилетний период основанное Сергеем издательство «Гилея» выпустило свыше 70 книг, среди которых немало капитальных изданий. Например, семитомное собрание сочинений Айги, пятитомное Собрание сочинений Малевича, двухтомник теоретических трудов Кандинского, проза Ильи Зданевича, стихи Бориса Поплавского, Полное собрание текстов Введенского, различные сборники статей и многое другое.

Я перечислил только некоторые, наиболее, на мой взгляд, значительные результаты деятельности «Гилеи», но, как можно заметить даже по этому краткому перечню, это абсолютно некоммерческая литература, выпуск которой едва ли окупает издательские затраты. И эта деятельность ведется на протяжении 20 лет. По нашим временам всеобщей коммерциализации и пышного расцвета стяжательства, такое поведение издателя нельзя охарактеризовать иначе как культурное подвижничество, а может быть, даже и жизненный подвиг.

Сергей подчас издает такие книги, которые никакое другое издательство издать не берется. Так, например, никто в России, кроме него, не издавал ни романов Ильи Зданевича, ни стихов Поплавского. Он первым в России переиздал ардисовское Полное собрание Введенского, которое на протяжении последних 18 лет оставалось к тому же единственным.

Издательство «Гилея», конечно, не всеядно и имеет определенную художественную направленность, отражающую симпатии основателя. И симпатии эти склоняются в сторону разных течений русского и европейского авангарда, а также левых мыслителей и анархистов. Если говорить точнее, речь идет о тех представителях литературно-художественного авангарда, которые не пошли на компромисс с большевистской властью и поэтому были обречены в нашей стране на художественное подполье и забвение. Издательская деятельность «Гилеи» частично восстанавливает левый фланг русского искусства, показывает, каким оно могло бы быть при отсутствии политического давления власти. Это относится не только к искусству 20-х и 30-х годов, но и ко второй половине ХХ века. Я имею в виду Собрание сочинений Геннадия Айги, вышедшее в прошлом году и, собственно, послужившее той последней каплей, после которой жюри уже не могло не присудить Сергею премии.

В заключение хочу сказать, что жюри выбрало достойного кандидата. Я поздравляю лауреата и желаю ему дальнейших успехов в реализации той культурной миссии, которую он взвалил на себя и достойно несет все эти годы.