Юлия Валиева

РЕЧЬ О ЛЮДМИЛЕ ЗУБОВОЙ

 

«Изучение языка поэтов может сказать гораздо больше о содержании текстов, о картине мира поэтов, мировоззрении эпохи, чем исследования, не выходящие за рамки тематического литературоведения».

Л. В. Зубова.

 

  Я очень рада, что Людмила Владимировна получила премию Андрея Белого, что премию Андрея Белого получила именно Людмила Владимировна, потому что, как сказано в письме Д. Хармса Никандру Андреевичу, «когда человек женится на том, на ком он хотел жениться, то значит, что он добился того, чего хотел», а это значит, что не все на свете происходит медленно и неправильно.

  В моей домашней библиотеке есть три книги Людмилы Владимировны: «Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический аспект» (Л., 1989), «Современная русская поэзия в контексте истории языка» (М., 2000), «Языки современной поэзии» (М., 2010). Первую из них я прочитала в свою первую университетскую осень, поступив с восьмого раза на филфак. Ряды этимологически родственных, контекстуально сближенных слов, приведенные на странице 30 в качестве примера «этимологической регенерации», стали для меня проводником в мир живой филологии:

  «душа – дыхание – дуть – дудка – одышка – вдохновение – вздох – задушить...»

  Тогда, в конце 1980-х начале 1990-х гг., существовала своя иерархия изучаемых периодов русской литературы. Наибольшего уважения заслуживало исследование древне-русской литературы. Неизменно почитался девятнадцатый. Серебряный век – требовал одержимости. К литературе советского времени относились как к вынужденному злу. Современный литературный процесс не исследовался, т. к. изучение явления в его становлении считалось ненаучным. В те годы не вспоминали об опыте преподававших в Институте истории искусств Б. В. Томашевского, Б. М. Эйхенбаума, Л. В. Щербы, Ю. Н. Тынянова, В. Б. Шкловского, находивших научный интерес в поэзии только появившихся на литературной сцене обэриутов.

  В своем внимании к «живому слову» Л. В. Зубова – наследница формалистов. Но очень важна та дистанция, с которой ведется наблюдение над современной поэзией (Лев Лосев, Генрих Сапгир, Виктор Соснора, Виктор Кривулин, Дмитрий Александрович Пригов, Тимур Кибиров, Дмитрий Авалиани, Владимир Строчков, Александр Левин). Стиховое слово оказывается caught by the tail историей языка.

  Метод Зубовой – точечное вхождение в текст. Она выбирает места «разлома», – где на поверхность выходит хтоническое – словесная «лава», где слово обращено не только к своему ближайшему контексту, но и к древнему состоянию языка.

  Не слово-секонд-хэнд, а слово-предание.

  Только кто победит: слово поэта или механизм языка?