Игорь Сид

СЛОВО О ДМИТРИИ ЗАМЯТИНЕ

 

До тех пор пока не будет окончательно разрушена стена между двумя полярными модальностями современного сознания – интуитивной и дискурсивной, артистической и научной, образной и логической – разрушители этой стены будут выглядеть как автохтонные представители этих, так сказать, полушарий. Плоть от плоти своей парадигмы. Просто они осознали в какой-то момент пагубность и бесперспективность своей односторонности и начали подкоп или демонтаж стены со своей стороны. Когда-нибудь они (мы) встретятся, и это будет величайшее рандеву в истории человечества – поэтов со специалистами, визионеров с аналитиками, художников с систематиками. Когда окажется, что это одни и те же лица.

Сегодня в гуманитарном пространстве России существует человек, который уникальным и неудобопредставимым, на первый взгляд, образом бьется с этой стеной сразу с двух сторон. Его зовут ДМИТРИЙ ЗАМЯТИН, и для многих коллег, а тем более для студентов соответствующих факультетов он давно, еще с прошлого тысячелетия является классиком. «Пространственный поворот», обращение гуманитарной мысли к неисследованным сторонам взаимодействия человека с географией в российской науке впервые было озвучено именно им.

Литературное паломничество на места боевой писательской славы, как экзотическое и, в общем, маргинальное явление культуры, существовало и раньше. Замятин обратил умственные упражнения на этой почве в стройную систему, а романтический порыв к путешествию – в повод для самоанализа и отдаленных текстологических реминисценций.

Менее были известны начатые им параллельно или немного позже работы в диаметрально противоположных интеллектуальных форматах и жанрах. Эссеистика Замятина – образец «нестрогого» жанра  исследования, когда к новым смыслам автор приходит не путем прямолинейных научных рассуждений, но изогнутым «ходом коня», где связь между исходным и конечным мыслительными конструктами зачастую оказывается неуловимой. Недавно мы узнали Дмитрия Замятина – поэта, и здесь он верен прежней фантастической идее разрушения архаичной ментальной стены. Его новые тексты по-прежнему во многом связаны с рефлексией на пространство и по-прежнему работают на растворение перегородки между наукой и искусством – теперь уже с «левой», художественной ее стороны.

Невероятное количество научных терминов, выработанных им для описания человеческой рефлексии на окружающее пространство, топологию, ландшафт – свидетельство борьбы, временами лихорадочной, с неуловимостью своего предмета. В глубине своей взаимоотношение человека с пространством табуизировано, оно «выталкивает», парализует рефлексирующее на эти темы сознание. Замятин – один из немногих, кто понимает, что бьется не с ветряными мельницами (как это кажется некоторым, предпочитающим видеть за интегральной междисциплинарностью мышления всего лишь его недисциплинированность), а с подлинным, невидимым для подавляющего большинства драконом неизъяснимости.

Верю в то, что это сужающееся раздвоение, невероятная битва с противником сразу с двух противоположных сторон приведет Дмитрия Замятина еще ко многим открытиям и победам.